Нужно ли сдавать клеща на анализ? Мнения инфекциониста, иммунолога и иммуногенетика
Если всё-таки меры профилактики не помогли и встреча с клещом произошла, важно ли знать, является ли паразит переносчиком кого-либо заболевания? Эту дискуссионную тему «Абзац» обсудил с инфекционистом, иммунологом и иммуногенетиком.
Мнение инфекциониста
Отправка клеща в лабораторию для выявления РНК/ДНК возбудителей клещевого энцефалита мало что даёт, считает Владимир Никифоров, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
«Во-первых, эффективность существующего противоклещевого иммуноглобулина весьма сомнительна. Во-вторых, ввести препарат нужно в течение максимум 72 часов после контакта с клещом. А на деле часто оказывается, что человек не сразу замечает паразита, не имеет возможности быстро отвезти его в лабораторию, лаборатория не может проверить клеща мгновенно. Скорее всего, человек опоздает. Поэтому смысла в проверке клеща на клещевой энцефалит я не вижу, особенно если проведена вакцинация по полной схеме», – пояснил он.
Согласно рекомендациям во многих зарубежных странах, если человек встретился с клещом на эндемичной по боррелиозу территории, назначается препарат тетрациклинового ряда, уточнил профессор Никифоров:
«У нас без разбора приём антибиотика не назначается. Если анализ показал, что клещ заражён, полагается применять препарат с действующим веществом доксициклин. Антибиотик очень быстро убивает боррелии».
Однако факт присасывания заражённого клеща не означает, что человек обязательно заболеет боррелиозом, подчеркнул собеседник «Абзаца». Инфекционист считает разумной идею весной единожды сдавать кровь на антитела к нему:
«Это «пристрелочный» анализ. По идее, у здорового человека результат должен быть отрицательным или ненулевым – это означает, что когда-то организм встречался с боррелиями. Если клещ присосался, можно через неделю после этого ещё раз сдать кровь на антитела. В случае появления титров или их нарастания рекомендуют приём антибиотика».
По словам эксперта, при появившейся после присасывания клеща кольцевидной эритемы (пятно в виде кольца) можно не сдавать анализ и сразу начинать антибактериальную терапию – всё и так ясно.
«При боррелиозе важно начать лечение антибиотиком, чтобы боррелии, имеющие много общих антигенных детерминант с нашей соединительной тканью, не запустили аутоиммунный процесс, который часто ошибочно называют хроническим боррелиозом», – подчеркнул он.
Что касается клещевого энцефалита, профессор предупредил: не существует препарата, который бы уничтожал этот вирус, поэтому проживающим в эндемичных зонах важно прививаться.
Мнение иммунолога
Клеща на анализ сдать можно, но это не является строго обязательным условием, сказал в разговоре с «Абзацем» к.м.н. иммунолог Николай Крючков. Врач перечислил несколько факторов, которые важно учитывать при решении, стоит ли проверять паразита на клещевой энцефалит:
«Правильно ли вы вытащили клеща, быстро ли доставили его в лабораторию (лучше, если это произойдёт в течение суток), оперативно ли лаборатория осуществила проверку (обычно на это уходит два-три дня). Крайне важно, какая лаборатория занималась исследованием – с хорошим контролем качества или нет. Также стоит понимать, что, даже если со стороны лаборатории всё было сделано правильно, есть риск неточностей».
Эксперт отметил, что лабораторное подтверждение наличия в клеще фрагментов РНК или ДНК возбудителей вирусного клещевого энцефалита не означает заражения, но и обратного не гарантирует.
«Клещу требуется достаточно времени, чтобы присосаться и впрыснуть слюну. Если клещ был замечен быстро и корректно удалён, риски снижаются. В то же время прогуливавшийся по лесу человек не знает точно, он был укушен только тем клещом, который был сдан в лабораторию, или ещё каким-нибудь», – пояснил Крючков.
Информацию о том, что клещ заражён, иммунолог назвал «довольно полезной зацепкой», если непривитый человек подхватил паразита в эндемичной по клещевому энцефалиту зоне:
«В этом случае мы даём рекомендацию обращаться к инфекционисту при любом повышении температуры и общем недомогании. Но ценность результата проверки клеща сходит на нет, если мы говорим о районе, где близко надёжной лаборатории нет».
По мнению Крючкова, куда ценнее информация, заразился ли человек вследствие присасывания клеща. Как объяснил врач, это можно узнать даже немного раньше появления симптомов, сдав кровь на антитела класса IgM к вирусу клещевого энцефалита (обычно для клещевого энцефалита инкубационный период составляет от восьми до 23 дней), а через 10–12 дней после присасывания клеща – на антитела класса IgG.
«Если окажется, что человек всё-таки заражён, требуется наблюдать за его состоянием. Клещевой энцефалит может иметь и среднетяжёлое, и тяжёлое течение. Есть способы на ранних этапах минимизировать последствия. Это не значит, что болезнь пройдёт без последствий и полностью удастся купировать заболевание. Однако, по крайней мере, эти мероприятия существенно облегчат его течение», – уточнил иммунолог.
Рассуждая о противоклещевом иммуноглобулине, Крючков отметил, что доказательств эффективности препарата недостаточно. К тому же при его введении могут быть нежелательные явления.
«Я бы не относится к противоклещевому иммуноглобулину как к панацее и высокоэффективному методу. Но скажу так: это лучше, чем ничего, так как способы экстренной профилактики и лечения клещевого вирусного энцефалита у непривитого человека ограничены», – подчеркнул он.
Крючков объяснил разницу подходов в России и США, где проверка клещей не рекомендована:
«У нас разные условия. В США отсутствует эндемичный клещевой вирусный энцефалит, при котором своевременно начатое, в том числе специфическое, лечение имеет особенно важное значение. Зато у них более распространена болезнь Лайма. Коварство в том, что боррелиоз в значительной части случаев протекает стёрто, с умеренными клиническими проявлениями поначалу. Из-за этого значительное количество случаев заболевания остаётся в тени. А при этом вовремя не пролеченная болезнь Лайма наносит крайне серьёзный урон здоровью человека».
Мнение иммуногенетика
Клещевой энцефалит крайне опасен осложнениями на центральную нервную систему, поэтому важно как можно раньше понять, заражён ли клещ, чтобы в течение трёх суток после факта его присасывания успеть ввести противоклещевой иммуноглобулин, считает иммуногенетик Игорь Кашаба. В беседе с «Абзацем» он подчеркнул, что для человека, который не был вакцинирован от клещевого энцефалита, это очень важно:
«Я бы не затевал разговор о не слишком впечатляющей эффективности противоклещевого иммуноглобулина. Дело не в его надёжности, а в безальтернативности. Кроме вакцинации, нет других методов превенции развития клещевого энцефалита. Если человек не привит, только с помощью иммуноглобулина можно повысить шансы на максимально благополучный в этом случае исход».
Кашаба назвал ценной информацию, заражён ли клещ боррелиями:
«Да, не факт, что человек заразился от заражённого клеща. Но если всё-таки это произошло, хорошо бы начать пить антибиотик не через десять дней, когда появилась кольцевидная эритема, а раньше. Я очень отрицательно отношусь к антибиотикотерапии, но это тот случай, когда приём антибиотика – жизненно важная тактика».
Читайте на «Абзаце», как правильно снять с себя клеща и что делать после его укуса.
Редакция «Абзаца» предупреждает: мнения и рекомендации специалистов не приравниваются к медицинским назначениям. Имеются противопоказания. Всегда в индивидуальном порядке консультируйтесь со своим лечащим врачом.