Мать избавлялась от трупов: как маньяк Спесивцев совершал свои страшные преступления
Фото © Оперативная съемка

Гиперопека и хулиганство

Александр Спесивцев родился 1 марта 1970 года в Новокузнецке. Его отец любил выпить и часто изменял жене, но та долго терпела и решила развестись с ним, только когда Александру исполнилось 15 лет. Однако вечно пьяный глава семейства долгие годы портил жизнь своим близким.

Мать Александра Людмила всегда питала к нему особую любовь и жалость, так как он рос болезненным ребенком. Женщина настолько опекала сына, что он спал с ней в одной кровати до 12 лет. Александр рос нелюдимым, имел склочный характер и отличался тягой к хулиганству.

Кумиром Спесивцева был Адольф Гитлер. Однажды он изрисовал стены подъезда изображениями свастики и хвалебными надписями в адрес фашистского диктатора. Александр часто досаждал соседям, засовывая спички в замки, ломая почтовые ящики и сжигая дверные звонки.

Жильцы жаловались Людмиле на ее сына, но та категорически отвергала все обвинения, а потом и вовсе стала плевать «клеветникам» в лицо. В итоге соседи начали обходить странную семью стороной.

Психопат

Позже Спесивцев начал воровать газеты из почтовых ящиков и оставленные в подъезде велосипеды. Однажды Александра поймали, когда он проник в школьный кабинет и украл радиодетали. Его хотели отправить в кемеровскую школу для несовершеннолетних нарушителей, но на защиту вновь встала его мать.

Людмила сама была не прочь украсть что-нибудь, за что лишилась должности завхоза в одной из школ Новокузнецка, когда обнаружилась крупная недостача мыла, лампочек и метел. Позже она устроилась работать в суд помощницей незрячего адвоката благодаря дочери Надежде.

Людмила приносила домой тома уголовных дел с фотографиями растерзанных жертв, которые очень заинтересовали Александра. Он увлекался подробностями убийств куда больше, чем учебой в школе, после которой Александр так никуда и не поступил.

В армии отслужить Спесивцеву тоже не довелось: на медкомиссии у него выявили проблемы с психикой. Так Александр попал в новокузнецкую психбольницу, но после непродолжительного лечения вернулся домой.

В 1991-м 21-летний Спесивцев познакомился с 17-летней Евгенией Гусельниковой. Пара даже хотела пожениться, но свадьба так и не состоялась. Однажды Спесивцев избил Гусельникову до такого состояния, что она попала в больницу с травмой головы.

Мать избавлялась от трупов: как маньяк Спесивцев совершал свои страшные преступления
Фото © YouTube / «Криминальная Россия» / Людмила Спесивцева

Убийство невесты

Даже в больнице Спесивцев не оставил девушку в покое. Он пришел к ней в палату и вновь стал избивать. Гусельникову спасли вовремя подоспевшие медсестры. Девушка решила оборвать все контакты с Александром, но у него были другие планы.

Спесивцев обманом заманил девушку к себе домой, а его мать и сестра уехали на другую квартиру, якобы чтобы не мешать паре устраивать быт.

Садист долго издевался над жертвой: морил голодом, избивал, резал ножом и прижигал зажигалкой. Соседи, привыкшие к шуму из квартиры, не обращали внимания на громкую музыку, которую он включал, чтобы заглушить крики девушки. Родители Гусельниковой тоже не сразу хватились дочери и обратились в милицию спустя месяц после ее исчезновения. Оперативники отправились к Спесивцеву и выломали дверь в его квартиру.

Гусельникова уже была мертва: ее истерзанное тело Спесивцев положил в кровать, а сам спал рядом. Судмедэксперты установили, что девушка скончалась от сепсиса. Сам Спесивцев отрицал, что издевался над своей невестой и морил ее голодом. Он утверждал, что ухаживал за Евгенией, которая болела и отказывалась есть. В поддержку версии сына выступила и Людмила.

Александра вновь отправили на принудительное лечение в специализированную лечебницу в Орловской области. Желая получать от секса новые ощущения, уже в больнице Спесивцев вживил под кожу полового члена металлический шарик.

«Я ненавижу таких людей»

После трех лет лечения Спесивцева признали неопасным для общества и выпустили из психбольницы с сильным воспалением. Мужчина жил с сестрой и матерью. Устраиваться на работу он не спешил и стал ошиваться на вокзале Новокузнецка вместе с бомжами.

В конце февраля 1996-го он познакомился на вокзале с 20-летней Еленой Труновой, которая работала нянечкой в детском саду. Девушка согласилась пойти домой к Спесивцеву. Сам мужчина рассказывал, что поделился с Труновой своей проблемой из-за интимного пирсинга и та якобы посмеялась над ним.

Между ними началась ссора, Елена обматерила Александра и тот не выдержал. Ему было неприятно, что кто-то смеется над его болью.

«Я просто ненавижу, я просто ненавижу таких людей».

Маньяк долго издевался над жертвой, а затем убил и расчленил ее. Избавляться от останков помогала его мать, она отнесла их на пустырь и закопала. Через месяц Людмила вернулась туда с ведрами, в которых лежали части тела третьей девушки, которую маньяк заманил в свою квартиру.

Мать избавлялась от трупов: как маньяк Спесивцев совершал свои страшные преступления
Фото © YouTube / «Криминальная Россия»

Новые жертвы

В апреле того же года Спесивцев приметил компанию подростков 11–13 лет, гулявших по стройке городского универмага. Он подошел к школьникам и предложил закурить, а затем стал подбивать их ограбить квартиру.

Маньяк привел школьников в свое жилище, запер дверь и приказал идти в спальню. Затем Спесивцев достал нож и перебил подростков одного за другим. Тела он складывал в угол и накрывал тряпкой. Через неделю в квартиру пришла Людмила и увидела разлагающиеся останки, от которых ей предстояло избавиться.

Предположительно, расчлененные тела женщина выбросила в реку Абу, протекавшую неподалеку от их дома.

Позже Спесивцев познакомился с четырьмя девочками-подростками. Маньяк заманил их к себе домой предложением продавать мыло. Александр зарезал школьниц, а от тел в очередной раз избавилась его мать. Останками жертв Спесивцевы подкармливали свою собаку. При этом факт людоедства семья категорически отрицала.

Трупы из реки

В мае 1996 года в квартире маньяка погибло еще как минимум семь человек. Спесивцев не был привлекательным, но умел расположить к себе подростков. При этом некоторых жертв заманила Людмила. На уговоры особенно легко поддавались братья и сестры, которые гуляли вместе и из-за этого чувствовали себя в безопасности.

Так, от рук маньяка погибли 11-летняя Ольга и 9-летний Александр Носовцы, а несколько дней спустя – 13-летняя Ирина и 12-летний Дмитрий Воробьевы.

Правоохранительные органы не смогли сразу выйти на след Спесивцева. Отрабатывались разные версии. По одной из них, пропавших могли угонять в рабство. Поэтому на причастность к исчезновениям были проверены члены всех кавказских организованных преступных группировок (ОПГ) Новокузнецка. Предполагалось также, что исчезнувшие стали жертвами черных трансплантологов.

Через месяц город потрясли страшные новости: на берегах реки Абы стали находить части человеческих тел. Экспертиза показала, что их расчленяли при помощи пил и ножей. Сомнений в том, что в Новокузнецке орудует маньяк, у стражей порядка не осталось. В город стали прибывать опытные следователи и оперативники, а также военные, которые прочесывали лесные массивы, чердаки, подвалы и дежурили на пустырях.

Мать избавлялась от трупов: как маньяк Спесивцев совершал свои страшные преступления
Фото © YouTube / «Криминальная Россия»

Расправа над школьницами

Сыщики могли почти сразу поймать Спесивцева, так как они проверяли всех психически больных горожан. Однако маньяка в списках душевнобольных не оказалось: момент его выписки из Орловской спецлечебницы не зафиксировали в документах. А потому о том, что Спесивцев вернулся в Новокузнецк, не знали ни сотрудники местного психоневрологического диспансера (ПНД), ни милиция.

Кроме того, одна из соседок Спесивцевых однажды пожаловалась на трупный запах на лестничной площадке и громкую музыку, доносящуюся из квартиры Александра. Милиция оставила без внимания эту информацию.

Тем временем Спесивцевы продолжали заманивать жертв в свое логово. С июня по конец августа 1996-го маньяк расправился с четырьмя школьницами 12–15 лет, двумя женщинами и 35-летним мужчиной.

Но самую страшную расправу Спесивцев устроил над тремя подругами: 13-летней Анастасией Бурнаевой, ее ровесницей Евгенией Барашкиной и 15-летней Ольгой Гальцевой. Школьницы познакомились в больнице, где проходили обследование. Однажды они отправились на прогулку и зашли в гастроном за водой. На выходе из магазина подругам встретилась пенсионерка, которая попросила девочек помочь открыть дверь своей квартиры.

Подруги согласились и пошли вслед за старушкой – ею была Людмила Спесивцева.

Суп из человеческих останков

Людмила привела школьниц к квартире и позвонила в дверь. Ее открыл Спесивцев, рядом с которым стоял его огромный пес. Испугавшиеся девочки подчинились требованию маньяка и вошли.

Маньяк представился жертвам Андреем, загнал их в спальню и приказал ждать. Школьницы умоляли отпустить их, а Спесивцев вколол в вену одной из них успокоительное. 13-летняя Настя в этот момент подкралась к Спесивцеву сзади и попыталась оглушить его ударом бутылки по голове, но промахнулась и ударила в плечо.

Маньяк в ярости кинулся на школьницу и стал бить ее, а затем задушил. Спесивцев заставил ее подруг распилить тело погибшей на части и отделять плоть от костей. Позже маньяк сварил из человеческих останков суп и заставил Олю и Женю есть его. Части скелета он кинул собаке.

Останки Насти из квартиры унесла Людмила. Сестра маньяка Надежда в это время находилась с ним и жертвами в одной квартире. Спесивцев продолжал издеваться над ними. Особенно жесток он был с Женей: маньяк насиловал ее, пытал паяльником, ломал руки и несколько раз разбивал ей голову. Раны он зашивал обычной иголкой с ниткой.

Однажды Спесивцев долго бил школьницу головой об пол. Оля целый час делала девочке искусственное дыхание, но травмы Жени были слишком серьезными – она скончалась.

Мать избавлялась от трупов: как маньяк Спесивцев совершал свои страшные преступления
Фото © YouTube / «Криминальная Россия»

Позже Оля расскажет следователям, что Спесивцев не трогал тело ее убитой подруги три дня. Он хотел дать душе покинуть тело и для этого держал форточку открытой. Затем маньяк приказал Оле расчленить тело подруги. Ее торс Спесивцев оставил в ванной, рядом с ней положил голову, а конечности сложил в бочонок и кастрюлю.

Маньяк хотел похоронить все части тела в одном месте, но не успел – 24 октября 1996 года к нему наконец пришла милиция.

Задержание

За несколько дней до этого у одной из соседок Спесивцевых стали плохо работать батареи. Женщина обратилась в ЖЭК – и коммунальщики начали поквартирный обход. Они пришли к «нехорошей» квартире, но маньяк наотрез отказался пускать их. Участкового Спесивцев тоже не пускал, в результате к квартире прибыл наряд милиции, дверь взломали.

Правоохранители были в ужасе: в квартире стоял трупный запах и царил страшный бардак. Маньяк хранил дома вещи своих жертв, в том числе ювелирные украшения. Кроме того, он любил перед смертью снимать на старый Polaroid своих жертв.

Полуживую Олю милиционеры обнаружили на полу одной из комнат. Девочку доставили в больницу, она успела дать показания, однако через три дня скончалась от перитонита и отека легких.

Сам маньяк успел сбежать по пожарной лестнице на крышу многоэтажки и покинул дом, когда милиционеры ушли из квартиры. Через пару дней Спесивцев вернулся к подъезду, где его задержали дежурившие милиционеры.

Убийца не скрывал, что его мать помогала избавляться от тел. При этом Людмила сама отрицала большинство преступных эпизодов:

«Я за четыре ведра [с останками жертв] отвечаю», – говорила женщина.

На следствии Спесивцев признался в 19 убийствах (по некоторым данным, на его счету может быть до 82 жертв). Обследовавшие маньяка новокузнецкие психиатры признали его вменяемым.

Спесивцев ждал смертную казнь и пытался продать свою голову для дальнейших исследований за несколько пачек сигарет.

Однако в 1997-м его приговорили всего к 10 годам лишения свободы. Год спустя начался новый процесс над Спесивцевым: следователи завершили сбор доказательств еще по 15 убийствам.

Для начала нового процесса Спесивцева отправили на экспертизу к специалистам из института Сербского. После нескольких месяцев работы с маньяком они настояли на его отправке в психбольницу.

Мать избавлялась от трупов: как маньяк Спесивцев совершал свои страшные преступления
Фото © YouTube / «Криминальная Россия»

Спесивцева направили в спецлечебницу в городе Камышине (Волгоградская область). Маньяка признали инвалидом второй группы, он получает несколько тысяч рублей пенсии. Часть средств Спесивцев отсылает матери и тратит на шоколадки, а другую откладывает на музыкальный центр.

Людмилу Спесивцеву приговорили к 13 годам лишения свободы, она вышла из Мариинской женской колонии в 2009-м. Вместе с дочерью Надеждой она уехала из Новокузнецка. Известно, что в 2013 году женщины попытались вернуться в свою квартиру на Пионерском проспекте, но столкнулись с яростным сопротивлением жильцов дома.

Попасть в жилище Людмила и Надежда Спесивцевы смогли лишь под прикрытием полицейских, однако долго они там не прожили и исчезли в неизвестном направлении.

Жители Новокузнецка опасаются, что после очередного курса лечения Спесивцев вернется в город и возьмется за старое. Однако силовики утверждают, что если маньяк поправится, то его будут судить за убийства уже как здорового человека. И вероятно, отправят за решетку до конца жизни.

Рекомендуем