Путь с горы: как Кира Муратова сняла шедевр и не смогла повторить
К 90-летию советского кинорежиссёра – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Она ещё одно подтверждение правила: дети и внуки видных коммунистов часто становятся антисоветчиками.
Биографии родителей Муратовой будто из опусов киностудии «Молдова-фильм». Отец был секретарём подпольной ячейки Коммунистической партии Румынии – в той её части, которая потом стала Молдавией. Схвачен и расстрелян. Ну и мама еврейских кровей работала по линии Коминтерна.
Бог щедро одарил Муратову женской привлекательностью вкупе с актёрским и режиссёрским талантом. И нагляднее всего она сумела продемонстрировать себя в дебютной полнометражной ленте «Короткие встречи» (1967) – о любви геолога и работницы чайной. Где сама же сыграла одну из главных ролей.
Бесспорный шедевр. Чего стоит выход героини Нины Руслановой из душной квартиры в свежее алтайское предгорье – сквозь стену.
Яркую, пусть и небольшую роль исполнил во «Встречах» Владимир Высоцкий. За его героя отчаянно борются персонажи Муратовой и Руслановой. Эту картину бы в Канны какие-нибудь тогда вывезти.
С «Короткими встречами» Муратова вознеслась, будто альпинист, чудесным образом вдруг оказавшийся на вершине Эвереста. А дальше предстоял долгий спуск. В творческом плане у неё всё покатилось под гору.
Постепенно охватывала Муратову неадекватность, и пришла она к каким-то контркультурным поделкам. Открыла миру Ренату Литвинову – сомнительное достижение.
Фильмы Муратовой стали даже технически неряшливы. К примеру, артикуляция не совпадала с текстом даже в устах Олега Табакова.
Блестящие актёры то ли отказать не могли давней знакомой, то ли как могли поддерживали её из гуманных соображений.
А потом даму, ставшую после распада СССР гражданкой Украины, и вовсе накрыла воинственная политическая озабоченность. Она огненно поддерживала Евромайдан. Называла Януковича великорусским шовинистом и «хорошо понимала» тех, кто хочет забыть русский язык и культуру. До СВО не дожила трёх лет.
Такая траектория. Но даже один гениальный выплеск творца может оправдать любую непутёвую жизнь. А у Муратовой, помимо «Коротких встреч», наберётся ещё полторы значительные ленты.
Они были сделаны на русском языке и стали достоянием русской культуры, к которой постановщица принадлежала, сколько бы потом ни дурила.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.