Тень «Противостояния»: чем сериал 1985 года выигрывает у нынешнего ремейка
К выходу громкой телепремьеры – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Шестисерийное «Противостояние» режиссёра Семёна Арановича получило всесоюзную популярность и было при этом непростым кино. Условно можно отнести его к французской новой волне.
В шестидесятые она аукнулась у нас «Июльским дождём» Хуциева, «Случаем из следственной практики» Аграновича, «Асей Клячиной» Кончаловского. И заглохла со смертью первоисточника.
Канула, чтобы лет через пятнадцать снова вынырнуть в виде до сих пор безымянного явления. Так и хочется назвать его «ленинградским натурализмом». Самым ярким представителем того стиля был Алексей Герман. Он продвигался от игрового кино к условно документальному.
А документалист Семён Аранович дрейфовал в обратном направлении. Где-то на середине они и встретились.
Аранович после великолепных «Торпедоносцев» (1983) не побоялся испробовать в «Противостоянии» свою новую методу на материале из настоящего, а не прошлого. И сотворил мини-сериал, о котором хочется говорить в превосходной степени.
Ощущение всепроникающей достоверности и общего дискомфорта. Все эти грязные дороги, обшарпанные учреждения с обвалившейся штукатуркой, автокомбинаты, потерявшие форму шапки-ушанки, кургузые куртёнки, телогрейки.
Как актёров там узнаёшь только Басилашвили с Махарадзе, да Садальского с Филиппенко. Остальных, кажется, прямо с улицы взяли, притом что впечатление обманчиво.
И это не чернуха. Это форма подачи. Снимали на натуре: никаких павильонов, студий – только гуща всамделишной жизни.
Откаты в нацистское прошлое антигероя Кротова выглядят как кинохроника. Стилизация ювелирная. Без цвета и явно поставленного света.
Короче, шедевр. Формализм в хорошем смысле слова. Золотой фонд нашего кино.
Нынешний же вариант Тимура Алпатова добротен и пуст. Вернее, обычен. Старались, денег не жалели. Но нельзя войти в одну реку в импортных плавках.
Создатели и вправду уверены, что новое лучше старого просто потому, что оно новое?
Актёров-то собрали хороших. Выбрали бы для перенесения на экран что-то другое из бесконечного творчества Юлиана Семёнова – мы бы спасибо сказали.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.