Добро пожаловаться: как сатиру на Хрущёва выдали за детское кино
К 60-летию первого фильма Элема Климова – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
В этот день в октябре 1964 года на экраны вышла комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Дебют 31-летнего будущего создателя картин «Иди и смотри», «Прощание» и «Агония».
Один мальчик из пионерлагеря во время купания пытается доплыть до запретного противоположного берега. Там свобода и всё по-другому.
За дерзость его с позором изгоняют. Но он тайно остаётся в лагере, и там начинаются брожения. Все мечтают уплыть на другой берег от тутошнего строгого распорядка с нелепыми установками. Доходит до свержения начальника, остолопа Дынина.
Критики сейчас пишут, что Климов в дебютной работе выступал против «системного идиотизма, перечёркивающего индивидуальность», и «демагогической ахинеи, впитавшейся во все поры общества». Советского то есть.
Вот и в 1964 году настоящий кум Дыня (генсек Хрущёв) не понял, что история эта – о нём и его скорой участи. Цензура-то сразу смысл уловила и не хотела пускать фильм в прокат. Но прогрессивные кинематографисты, в числе которых оказался лауреат трёх Сталинских премий орденоносец Сергей Герасимов, отправили ленту на дачу Хрущёву.
Генсек посмотрел фильм, не нашёл в нём крамолы и даже посчитал смешным. Картину выпустили, а через пять дней Хрущёва свергли – примерно за такие же художества, что показаны в фильме.
Картину во многом сделал Евгений Евстигнеев, перехватив эстафетную палочку у Игоря Ильинского. Его Дынин – продолжение Бывалова из комедии «Волга-Волга» Григория Александрова (1938) и Огурцова из «Карнавальной ночи» молодого Рязанова (1956).
Через два года после «Добро пожаловать» появился на экранах ещё один руководитель в исполнении того же Евстигнеева – режиссёр народного театра из «Берегись автомобиля». Копия товарища Дынина.
Зритель на «Добро пожаловать» валом не валил. А затем лента вовсе подзабылась вместе с СССР. Запомнились многим лишь несколько крылатых фраз да пара эпизодов с товарищем Дыниным, их до сих пор крутят в телеэфире.
В недавнем антисоветском ужастике «Пищеблок» по одноимённому роману гражданина Иванова параллели с лентой Климова проводятся вполне осознанно. Других примеров цитирования скандальной картины 1964 года и не вспомню.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.