Большой, драматический: за что мы любим Олега Басилашвили
К 90-летию народного артиста СССР – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Последний, кажется, живущий из столпов ленинградского БДТ имени Товстоногова. Из могикан.
Возник он для моего поколения необычно. Где-то в шестидесятые в одной научно-популярной документалке сразу так с экрана и заявил: «Я актёр Олег Басилашвили». Рассказал, что коллекционирует модели автомобилей. То ли вправду собирал, то ли по роли так было прописано.
Машинки эти впечатались тогда в мою мальчишескую память. Особенно та, что от Джеймса Бонда. Там при нажатии разных штучек то пулемёты выдвигались, то бомбочка выстреливала.
Потом уже я узнал, что снимался он и до того многократно, пусть не в главных ролях. А в БДТ со второй половины 1960-х был премьером.
Урождённый москвич волею судеб с тогдашней женой своей Татьяной Дорониной попал в Ленинград, да так там и остался. Сначала я, тоже москвич, этой его участи не завидовал, а потом понял: повезло. Обаяние великого города.
Он лучший, с моей точки зрения, Хлестаков. Вертлявее не придумаешь. Московские театры – Малый и сатиры – отдыхают при всём уважении. Ну а остальное о Басилашвили вы знаете.
Буквально днями довелось мне снова быть зрителем в БДТ, который уже не такой большой, да и Товстоногов от него всё дальше. Но аура пока есть. Храм, твою дивизию.
И вот ещё: не надо требовать от лицедеев большого ума. Они по другому профилю проходят. Спрашивать политических советов у одарённого скомороха – всё равно что с балериной беседовать об основах квантовой механики.
Басилашвили, кажется, навсегда остался на Первом съезде нардепов 1989 года. В нём по сию пору обитает. В придуманном мире своих фиалковых идеалов. От всего сердца желаю ему там блаженства. Заслужил.
А мы будем с осторожностью обходить его садик стороной, пусть растит он там свою розу. Мы ценим его за великие роли. За то, что сыграть может кого угодно. За то, что служит нам. За то, что жив, слава богу.
Такие, как Басилашвили, имеют полное право быть с нами не согласными. Мы пока не доросли с ними тягаться. Или переросли, что одно и то же.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.