Романтик в дороге: как Михаил Козаков менял жён и страны проживания
К 90-летию актёра – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Экзотический красавец, рано, правда, облысевший. Если собрать все его этнические составляющие, получится сербо-греческий еврей. Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде.
С первой женой – художником по костюмам Гретой Таар – он крестился в православном храме. Не исключено, что в приступе своеобразного нонконформизма. Позже, видимо, осознал ошибку и как-то исправил, иначе в Израиль на ПМЖ не пустили бы.
Потом у Козакова было много жён (пять только официальных) и несметное число детей. Никого он не бросал, покидаемым супругам всякий раз оставлял нажитое. Ветрен был, влюбчив и романтичен.
Кумир, секс-символ. Всегда моден и актуален. Безмерно одарён. Искал не только роли героев-любовников и демонических мерзавцев, но и комических характерных персонажей. Любил выглядеть некрасивым и дурашливым. Вспомним хотя бы его скрипучего полковника Чеснея из «Здравствуйте, я ваша тётя!» или идиотически приторного виконта де Розальба из «Соломенной шляпки».
Массовый зритель помнит его также по фильмам «Безымянная звезда», «Покровские ворота» и «Визит дамы». А помимо ролей в кино и театрах Козаков считался мастером художественного слова. Много где блистал.
В 1991 году Михаил зачем-то уехал в Израиль, где четыре года налаживал собственную антрепризу и даже играл на иврите. Не требуйте от лицедея житейской мудрости. Времена казались безысходными для России. Всё у нас накрывалось медным тазом. Комедианты нищенствовали, им оставалось участие в «кооперативном кино» или кабацком чёсе.
Говорят, в Израиле он однажды пошёл провожать отправлявшихся в Россию друзей и через несколько часов оказался в Шереметьеве. Снова зажив в Москве, рассказывал, что не Израиль ему не понравился, а он сам себе в Израиле.
Тогда возвращались многие. Продавший при отъезде квартиру актёр Валентин Никулин потом благодарил московского мэра Лужкова, что тот не оставил его бездомным.
Умер Козаков в 2011 году от рака лёгких. Курил всю жизнь. Поздно обнаружили, не помогла израильская медицина.
Его родные, бывшие жёны, дети, внуки и теперь по большей части живут в России.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.