Факультет ненужных: что не так с нашей индустрией высшего образования
О призывах уменьшить число студентов – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
В вузы должны идти только одарённые молодые люди, а другим пригодятся рабочие специальности, полагает брянский губернатор Богомаз.
На самом деле проблема тут есть. Называется она фетишизацией высшего образования и возникла ещё в советское время.
Декларативно власть тогда была рабоче-крестьянской, а интеллигент представлялся вечным недотёпой. Мудрый мастер Кузьмич с разводным ключом за ухом наставлял в кино очкарика на путь истинный.
То есть высшее образование подавалось как что-то не особо важное: киногерои то передумывали поступать в вузы, а то бросали их на середине, чтобы с вещмешком рвануть на комсомольскую стройку в края, где морозы минус пятьдесят. Там был киношный рай с румяными девчатами, дружной бригадой и материальным достатком.
Но такая агитация мало на кого влияла. При Хрущёве высшее образование стало бесплатным и престижным. При Сталине за него платили, пусть и немного, вождю важнее были рабочие руки.
В семидесятые-восьмидесятые получить высшее образование мог любой недоумок, надо было только выбрать факультет с нулевым конкурсом. Туда брали кого ни попадя, а потом тянули до самого диплома.
Советское высшее образование и вправду было качественным, но лишь для тех, кто хотел, любил и умел учиться. Оно предоставляло возможность прирождённым инженерам стать высокими профессионалами.
Но многие студенты, увы, были не из таких. А иметь диплом считалось жизненно необходимым. Рабочими профессиями пугали («будешь плохо учиться – пойдёшь на завод»). Родители всеми правдами и неправдами пропихивали своих Митрофанушек в университеты.
С наступлением антисоветских времён нас качнуло в другую сторону. Стало честнее: взяток давать не надо, хочет дурак учиться – пусть вносит деньги официально в кассу. А умные – на бюджете.
Только бюджет во многих вузах сократился кратно, а в некоторых вовсе исчез. В результате учатся в вузах дети родителей, которые могут себе это позволить. А другие юноши и девушки идут работать руками, хотя по способностям могли бы, возможно, и в КБ.
Индустрия условно высшего образования ещё и растёт. Страна забита никому не нужными выпускниками, ничего не знающими, не умеющими, но работать на фабриках, заводах, фермах не желающими. Не для того они грамоты филькины получали.
Если под сокращением высшего образования имеют в виду упразднение левых вузов и специальностей, я за. Но это не сокращение, а ликвидация шарлатанства. Не очень ясен смысл платного образования. Оно для тех, кто экзамены сдать не может? А зачем такой студент стране нужен?
Как может на коммерческой основе учиться врач или дипломат? Если в МГИМО существует платное обучение, так, может, и в школе ФСБ его введём?
Не сокращать нужно, а уничтожать в этом деле голую коммерцию. И увеличивать число бюджетных мест, не снижая экзаменационных требований. Даже делая условия поступления строже. И хорошо бы это совместить с кампаниями популяризации рабочих профессий.
Но прежде всего – разогнать «образовательное лобби» с его подходцами родом из 1990-х.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.