рубрики

День, который потряс: как СССР быстро догнал Америку в ядерной гонке
Фото © Wikipedia / vniief.ru

К 75-летию первого испытания в Семипалатинске – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

Первый взрыв советской атомной бомбы на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года спас нас от ядерного апокалипсиса.

Мало кто сейчас осознаёт, насколько четыре послевоенных года были опасны для нашей страны. Американские «ястребы», вдохновлённые бомбардировками Хиросимы и Нагасаки, призывали стереть СССР с лица земли.

Первый план бомбардировки предусматривал уничтожение 20 крупнейших городов Советского Союза, во второй включили более 200 – каждый, где находился мало-мальски крупный завод.

День, который потряс: как СССР быстро догнал Америку в ядерной гонке
Фото © Wikipedia / Roger Higgins / Юлиус и Этель Розенберги

Единственное, что останавливало Вашингтон, – ударная группировка Советской армии в Германии, способная пройти Европу за то время, пока американские бомбардировщики летели бы обращать наши города в радиоактивную пыль.

По данным ЦРУ, русские до середины 1950-х не должны были даже понять принципы цепной реакции, не то что создать бомбу. Но советским учёным помогли американские – разумеется, не открыто. Физики, работавшие над проектом «Манхэттен», осознавали, какое страшное оружие они вкладывают в руки Пентагона и как трудно будет американским генералам удержаться от соблазна.

Многие учёные согласились передавать нашей разведке атомные секреты. Делали это не только легендарные Этель и Юлиус Розенберг, но и Дэвид Грингласс – человек, похитивший чертежи бомбы, сброшенной на Хиросиму, а также Жорж Коваль, Рудольф Пайерлс, Клаус Фукс, Теодор Холл, сумевшие украсть из американских лабораторий даже образцы оружейного урана.

День, который потряс: как СССР быстро догнал Америку в ядерной гонке
Фото © Wikipedia / Дэвид Грингласс

В итоге первая советская бомба массой 4,6 тонны и мощностью 22 килотонны, созданная под руководством академика Игоря Курчатова и конструктора Юлия Харитона, была готова с опережением всех графиков.

Для испытания отвели ракетный полигон в Казахстане под Семипалатинском. Секретность была такая, что на стройплощадку башни, на вершине которой планировали разместить бомбу, не допускались солдаты. Только офицеры в звании не ниже майора.

Мощность взрыва потрясла воображение: танки, оставленные рядом с башней, просто испарились, а те, что поместили у краёв экспериментальной площадки, завалило набок ударной волной.

От радиации и теплового облучения погибли животные, размещённые в укрытиях близ эпицентра взрыва. С тех пор в СССР стали всерьёз относиться к этим опасностям.

День, который потряс: как СССР быстро догнал Америку в ядерной гонке
Фото © Василий Егоров, Владимир Савостьянов / ТАСС / Академик Академии наук СССР, директор Института атомной энергии Академии наук СССР Игорь Васильевич Курчатов

Сталин не стал делать «пиара» после успешных испытаний. Он запретил публиковать даже краткое сообщение, а атомную бомбу в служебных документах приказал именовать как «изделие РДС-1», то есть «реактивный двигатель специальный». В мемуарах участников атомного эксперимента встречается и другая расшифровка: «русские делают сами».

Президенту Трумэну доложили об испытаниях в СССР только через две недели. Белый дом был в ужасе: монополия Запада оказалась разрушена, планы молниеносной ядерной войны отменялись.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем