Ход Конева: как наша армия освободила Львов
К 80-летию наступательной операции – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Словно специально к юбилею Львовско-Сандомирской стратегической операции мэрия города наштамповала двусмысленные плакаты с обращением к военнослужащим ВСУ. На историческом фото – ряды вояк из дивизии СС «Галиция». И лозунг: «Вчера – они, сегодня – ты».
А ведь как раз при освобождении Львова дивизия была заперта в котёл и уничтожена. Вот и думай, что хотели сказать местные власти.
Уроки истории сейчас не в моде на Украине, хотя бандеровцы во многом изображают «дистрикт Галичина» – провинцию Третьего рейха. Как и в годы Второй мировой, половина трудоспособного населения «дистрикта» уже батрачит в Европе, а многие земли отданы иностранцам. Идеолог деславянизации Альфред Розенберг был бы доволен.
Тот, кто бывал во Львове, знает, что из-за холмистого рельефа с ходу взять этот город затруднительно. И немецкое командование при отступлении в 1944-м решило превратить Лемберг в цитадель, прикрывающую путь в промышленно развитую юго-восточную Польшу, оружейную кузницу вермахта.
Из трёх запланированных линий обороны немцам удалось построить две: работы велись руками советских военнопленных, которые как могли саботировали возведение бетонных бункеров и дотов.
Зато гитлеровцы преуспели в «зачистке» территории. Во львовских лагерях смерти были уничтожены 140 тысяч советских военнопленных и более 700 тысяч мирных жителей, включая евреев из соседних областей.
На оборону города Гитлер бросил почти миллион солдат – в группу армий «Северная Украина», помимо немецких войск, входила 1-я Венгерская армия и пресловутая украинская дивизия.
Но наши провели наступление по следам знаменитого прорыва 1916 года генерала Брусилова, наработки которого изучил командующий 1-м Украинским фронтом маршал Конев. И тоже решил не тратить времени на прорывы линий обороны, а зайти к немцам в тыл.
Львов взяли в клещи: с запада и юга на город вышли 3-я и 4-я гвардейские танковые армии, с востока – 60-я и 38-я. Немцы попали в котёл, и 27 июля, через несколько дней боёв, генерал Йозеф Харпе приказал бросить город.
Кстати, после войны он тихо вышел из лагеря и дожил до середины 1960-х, умный мужик был. Киевские командиры, учитесь.
Нынешним украинским нацикам будет нелишне напомнить, что в Галичину немцы включили всего три области: Львовскую, Тернопольскую и Станиславскую (ныне Ивано-Франковскую). Остальные земли получил рейхскомиссариат «Украина» как пространство для заселения немецких колонистов.
Как считали архитекторы того «Евросоюза», большего жизненного пространства украинские националисты не заслуживают.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.