Пороховая точка: откуда может начаться война на Балканах

О причинах ненависти Запада к президенту Республики Сербской – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
Уникальное в своей нежизнеспособности государственное образование под названием Босния и Герцеговина (БиГ), созданное американцами в соответствии с написанными ими же Дейтонскими соглашениями (1995 год), подходит к закономерному финалу. Оно вот-вот рассыплется. В чем же дело?
Крайне обострилась хронически напряженная ситуация вокруг Республики Сербской (РС), которая является одним из двух так называемых энтитетов в рамках БиГ (занимает 49% территории страны) и в которой проживает сербское население.
Президент РС Милорад Додик объявил о проведении референдума о поддержке гражданами руководства республики. Голосование пройдет в конце сентября. Додик заявил, что референдум будет касаться исполнения или неисполнения решения избиркома БиГ, который постановил отозвать его, Додика, президентский мандат после приговора суда.
Суд в Сараеве в феврале этого года признал Додика «виновным» в несоблюдении решений не утвержденного ООН «высокого представителя по БиГ» немца Кристиана Шмидта и приговорил его заочно к году тюремного заключения и шести годам запрета на государственную и муниципальную службу.
Без долгого рассказа о судебных исках против Додика, апелляциях и отказах на них скажу главное: Додик послал решение суда по известному адресу. Почему? Потому в Республике Сербской Шмидта считают самозванцем, не наделенным никакими законными властными полномочиями.
«Верховный представитель по Боснии и Герцеговине» явочным порядком назначается из Брюсселя по согласованию с Вашингтоном. Он в прямом смысле является «смотрящим» за тем, чтобы страна шла в русле западного влияния. К настоящему моменту «высокий представитель» де-факто присвоил себе полномочия верховного правителя БиГ.
Другой энтитет БиГ – Федерация Боснии и Герцеговины (занимает около 51% территории страны), где проживает большинство бошняков-мусульман и хорватов, охотно сотрудничает со Шмидтом. Это и понятно. Хорваты и бошняки-мусульмане всегда были на стороне Запада. Они полностью поддерживают идею вступления страны в НАТО, над реализацией которой упорно вот уже не первый год трудятся Вашингтон и Брюссель.
Теперь же руководство РС открыто противопоставило себя враждебному ей энтитету. Додик и ранее не раз говорил о том, что Босния и Герцеговина – нежизнеспособное образование и что его печальный финал предначертан. В стране не могут жить в согласии национальные общины, чье мировоззрение диаметрально противоположно.
Но корень конфликта еще и в том, что Республика Сербская вместе со своим патриотическим руководством является главным препятствием для вступления Боснии и Герцеговины в НАТО. Додик ранее предупреждал, что РС вправе выйти из состава БиГ и присоединиться к большой Сербии, если второй энтитет будет тянуть страну в Североатлантический альянс.
Додик постоянно заявляет о дружбе и союзе РС с Россией, часто наведывается в Москву и всячески противостоит западному давлению. Делает это публично и смело. Вот почему Запад пытается его сместить.
А все разговоры о «неуважении» Додика к «высокому представителю» – чушь и корявый предлог избавиться от неудобного сербского лидера, который сам по себе является катализатором развала БиГ. Нападки на него могут быть первым шагом к фактической аннуляции РС как автономного образования в рамках БиГ. Эти планы нигде – ни в Сараеве, ни в Брюсселе – не были артикулированы. Но это желание читается в каждом выпаде Запада против Республики Сербской.
Неслучайно еще некоторое время назад «центральные власти» в Сараеве буквально предписывали властям в Баня-Луке (столица РС) называть язык, на котором говорят сербы, боснийским, а не сербским. Местные сербы тогда просто посмеялись. И больше всех политическо-лингвистический идиотизм Запада высмеивал Додик.
Сейчас же президент РС фактически отвергает власть судебных и прочих общих властных органов БиГ над собой и над Республикой. Он заявил, что с учетом ситуации, в которой находится Босния и Герцеговина, а также «высокомерного подхода Запада, ведущего гибридную войну», было принято решение о достижении более широкого общественного консенсуса путем создания правительства национального единства. В соответствии с этим прежний кабинет министров был распущен и сейчас формируется новое правительство.
Одним словом, в БиГ наблюдается политический клинч, из которого никакая из сторон – ни РС, ни Запад – не собирается выходить с поднятыми руками. Результаты намеченного в РС референдума легко прогнозируемы. Это будет стопроцентная поддержка полномочий президента Додика.
Балканы не случайно называют «пороховой бочкой Европы». Если власти в Сараеве прибегнут к мощи Брюсселя и/или Вашингтона и попросят силой скинуть Додика, сербы в РС окажутся в опасности. В Боснии и Герцеговине может вспыхнуть война. Большая Сербия не сможет остаться в стороне и, скорее всего, придет на помощь своим братьям. А там и до новой балканской войны совсем чуть-чуть.
Только того и ждут косовские албанцы, которые под шумок готовы присоединить к непризнанному Косову южные районы Сербии, где компактно проживает мусульманское население. Проснется и Тирана со своим «геостратегическим» бредом о создании «Великой Албании». Одним словом, не дай Бог.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.