Бой теней: почему Израиль и Иран не начинают большую войну
О раскладе сил на Ближнем Востоке – обозреватель «Абзаца» Юрий Кнутов.
Несмотря на всю грозную риторику, две державы Ближнего Востока, на мой взгляд, снова постараются избежать глобального конфликта, обменявшись лишь показательными ударами. Однако ситуация имеет шансы выйти из-под контроля.
Израиль в этом случае будет иметь незначительное преимущество перед своим противником, хотя потенциальная война и ему обойдётся дорого.
В апреле предыдущий виток эскалации, как и нынешний, был спровоцирован Тель-Авивом. Израильский истребитель выпустил ракеты по посольству Ирана в Дамаске и убил 16 высоких армейских чинов. В ответ Тегеран отправил на территорию Израиля 170 беспилотников, 130 крылатых ракет и 120 баллистических. Но нанесённый ими вред оказался минимальным.
В отражении той атаки участвовали истребители США, Великобритании, Франции и нескольких стран Ближнего Востока. В регионе сложились две противостоящие коалиции. Сравним возможности сторон.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в армии Израиля служит по состоянию на 2023 год 170 тысяч человек. В резерве – 460 тысяч.
На вооружении ЦАХАЛ имеется 2000 танков семейства «Меркава», более 500 американских самоходных артиллерийских установок. ВВС Израиля имеют 320 боевых самолётов разных модификаций, а также 120 вертолётов, включая 48 ударных Apache.
Силы ВМФ Израиля насчитывают более 100 судов, включая 50 боевых кораблей и пять подводных лодок.
Важную роль для обороны Израиля играет противоракетная и противовоздушная оборона. Её основу составляют комплексы «Железный купол», «Праща Давида» и «Стрела-3».
Израиль – единственная ближневосточная страна, у которой есть ядерная триада. По оценке того же SIPRI, Израиль располагает 80 единицами ядерного оружия – 30 обычных (гравитационных) бомб и 50 боеприпасов для доставки имеющимися баллистическими ракетами средней дальности (от 1500 до 6000 км). Мобильные пусковые установки дислоцируются в горных пещерах.
В случае вооружённого конфликта на стороне Тель-Авива могут выступить и войска США, расположенные в 10 странах Ближнего Востока. На американских базах в регионе дислоцируется 30 тысяч военнослужащих.
В мировом рейтинге военной мощи, составленном SIPRI, собственно израильская армия занимает 18-е место. На Ближнем Востоке она третья после Турции и противостоящего Ирана.
Согласно справочнику Military Balance, численность Вооружённых сил Ирана на 2024 год составляла 425 тысяч человек и ещё 100 тысяч находятся в резерве.
У армии Исламской Республики имеется 1600 танков и 310 САУ. Вооружение, впрочем, во многом морально устарело и в этом отношении значительно уступает израильскому.
У ВМС Ирана 29 подводных лодок, включая три дизельные российского производства 90-х годов и 26 сверхмалых субмарин для действий в прибрежной зоне. У иранского флота имеется 69 надводных боевых кораблей.
На вооружении насчитывается 330 боевых самолётов и 200 вертолётов.
Гордость Ирана – аэрокосмические силы. На их вооружении не менее 22 мобильных и 10 шахтных пусковых установок баллистических ракет средней дальности (БРСД).
Ракета Shahab-3 – иранская копия северокорейской «Мусудан». Её дальность – 2000 км. Ещё одна БРСД – Sejil-2 – обладает дальностью 2,5 тысячи км. Имеются оперативно-тактические ракеты с дальностью 300 км, на их основе создана противокорабельная Khalij Fars.
Важное наступательное средство Ирана – беспилотные летательные аппараты. Наиболее известен дрон-камикадзе Shahed-136. Его дальность – до 2500 км, он несёт бомбовую нагрузку 50 кг и летит со скоростью до 185 км/ч.
На вооружении армии Ирана находятся и тяжёлые БПЛА. Shahed-149 внешне напоминает американские ударно-разведывательные MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Максимальная высота полёта – 10 700 м. Дальность действия – 2000 км. Крейсерская скорость – 350 км/ч.
Всего у Ирана 35 типов беспилотников различного назначения. В случае применения по территории Израиля роя БПЛА, к которому подключится массированный удар ракетами РСЗО ливанской «Хезболлы», система ПВО Израиля окажется перегружена и не справится с отражением атаки.
Именно поэтому Тель-Авив уже обратился к США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии и Иордании за помощью в случае комбинированного удара со стороны Ирана и «Хезболлы».
Больше всего опасается Израиль ещё одной иранской разработки – гиперзвуковой ракеты FATTAH, которая имеет дальность до 1500 км и способна развивать скорость 13 Махов. Тель-Авив пытается ускорить работы над своей аналогичной ракетой Sky Sonic.
У ливанской «Хезболлы», по данным британского справочника Jane's, численность боевых групп превышает 20 тысяч человек, ещё 30 тысяч – в резерве. По разным оценкам, на вооружении есть ракеты с дальностью до 700 км, то есть способные поразить любую цель на территории Израиля. Группировка вооружена также танками.
Анализ военных возможностей сторон показывает общий перевес Израиля и его западных союзников. Но в случае широкомасштабного конфликта Израиль может понести тяжёлые людские и материальные потери, от которых потом долго не оправится.
Вероятно, расклад понимают в Тель-Авиве и Вашингтоне, что и удерживает западных политиков от начала большой войны против Тегерана.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.