Прямо по Курску: почему США должны были знать о подготовке ВСУ к атаке по России
В ночь со вторника на среду, с 6 на 7 августа, ВСУ прорвались на территорию Курской области. Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности (СНБ) Белого дома Джон Кирби сообщил, что Вашингтону не было известно заранее о готовящемся нападении. «Абзац» разбирался, действительно ли Штаты в этот раз не у дел и чего Киев хочет добиться подобными нападениями.
В четверг, 8 августа, Минобороны РФ сообщило, что российские войска продолжают уничтожать отряды ВСУ в Судженском и Кореневском районах Курской области вблизи российско-украинской границы. На данный момент в регионе сохраняется ракетная опасность.
Ведётся огонь по скоплениям живой силы и техники ВСУ, которые были обнаружены. Также пресекаются попытки отдельных подразделений прорваться вглубь территории на Курском направлении.
Байден мимо проходил
Накануне координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности (СНБ) Белого дома Джон Кирби заявил, что администрация Байдена якобы не знала заранее о готовящемся нападении ВСУ. Дескать, Вашингтон запросил данные о массированной атаке по факту её происшествия.
«Ничего не изменилось в нашей политике в отношении поддержки или поощрения ударов или атак ВСУ по территории России в пределах того, что мы разрешили им делать в прошлом, а именно наносить удары по непосредственным угрозам по ту сторону границы», – сказал он.
Несмотря на то что Белый дом постарался откреститься от причастности к атаке ВСУ на Курскую область, многие эксперты считают, что США непосредственно координировали нападение. В комментарии для «Абзаца» американист Владимир Васильев заявил, что Соединённые Штаты не просто знали об этой операции, они её санкционировали и предоставляли логистические данные:
«Вашингтон с помощью разведывательных спутников координировал действия Украины. Это стандартная сейчас практика – когда используют высокоточные спутниковые данные, чтобы координировать военные действия в режиме реального времени. Кроме того, осуществить такую операцию без проведения предварительной разведки было просто невозможно. Возможности проведения такой разведки были у США».
Эксперт считает, что в преддверии американских выборов стратегия и тактика Вашингтона на Украине немного изменились:
«После провального прошлогоднего украинского контрнаступления стало ясно, что ни новейшая техника, ни наёмники из стран НАТО, ни дополнительное финансирование не помогут достичь главной цели – восстановления Украины в границах 1991 года. Киев постоянно говорил об этом, поддерживая иллюзию Запада, что это возможно. В этих условиях Штаты решили медленно переносить военные действия на российскую территорию, совершая точечные удары по Крыму и объекты инфраструктуры и заходы в приграничные области».
Васильев добавил, что подобная стратегия более опасна, чем та, что была прежде. Она усиливает вероятность прямого столкновения Москвы с НАТО. Главная цель, которую преследуют сейчас Штаты, – дестабилизация внутриполитической обстановки в России.
В свою очередь политолог Алексей Кочетков в комментарии для «Абзаца» напомнил, что в Киеве вообще никаких решений не принимают без ведома Вашингтона. Американцы в принципе не те люди, которые бы могли пустить ситуацию на самотёк, они постоянно контролируют своих сателлитов, добавил он.
«Украина ведёт бои при помощи американского оружия, с помощью американских наёмников и руководит этим всем американское командование. Нет ни единого шанса, что в Белом доме не знали о готовящейся вылазке ВСУ на территорию Курской области», – сказал Кочетков.
Цели и планы
Первые комментарии о целях ВСУ в Курской области со стороны украинского руководства поступили только в четверг, 8 августа. Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что такие операции, как в Курской области, положительно повлияют на возможные переговоры с Россией.
«Будет ли психологически воздействовать то, что происходит в той или иной пограничной области РФ, на социальные слои? Будет ли это их пугать? Да. Реагируют ли они на что-нибудь другое кроме страха? Нет», – сказал он.
В свою очередь глава московского бюро Financial Times Макс Седдон и корреспондент Кристофер Миллер пишут, что атака на Курскую область произошла в критический момент для Украины, которая продолжает отступать по многим направлениям:
«Некоторые аналитики полагают, что главной целью Киева может быть попытка заставить Россию перебросить войска с востока Украины, где она добилась значительных успехов за последние недели. Другие считают, что правительство страны хочет изменить динамику отношений с Западом и поднять свой авторитет».
При этом Миллер и Седдон подчёркивают, что многие сомневаются в эффективности операции «Курск».
Политолог Алексей Кочетков отметил, что украинские войска рвутся к Курчатову. Он считает, что основная цель броска на Курскую область – это получение контроля над атомной электростанцией.
«Главная задача ВСУ сейчас – захватить как можно больше территорий и создать плацдарм для дальнейшего разворачивания сил. Если же у ВСУ получится захватить и Курскую АЭС, то это будет хороший рычаг для шантажирования Москвы», – добавил политолог.
Он считает, что сейчас украинские чиновники заговорили про возможность переговоров с Россией именно потому, что у них получилось прорваться в Курскую область. После небольших успехов Киев решил, что в случае переговоров ему будет проще что-то предложить Москве взамен.
Одним из разжигателей информационной волны в СМИ стал журналист Bloomberg Энтони Хэлпин. Он пишет, что атака ВСУ по Курской области стала первым случаем со времён Второй мировой войны, когда иностранная армия смогла зайти на территорию РФ.
Официально о целях операции Украина не заявляла, поэтому Bloomberg высказывает разные версии – от попытки захватить территорию в качестве потенциальной разменной монеты в переговорах с Москвой до отвлекающей тактики, чтобы ослабить давление по линии фронта.