Твой номер – шестнадцатый: что мешает Киеву использовать американские самолёты
Об угрозах и ограничениях машин F-16 – Андрей Клинцевич. Специально для «Абзаца».
Зеленский мечтает о 300 американских истребителях, чтобы их число на вооружении у Киева было соизмеримо с нашим, но в реальности получит лишь десятки машин. И они не повлияют на фронт.
Вероятно, украинцы будут использовать F-16 как средство ПВО с ракетами «воздух – воздух», которые американцы Киеву сейчас передают.
У натовских самолётов мало шансов на ведение воздушного боя против наших, потому что их дальняя ракета AMRAAM летит максимум на 120 км, последняя модификация – на 160. Наша же ракета Р-37М поражает цель с расстояния 300 км.
То есть мы сможем их обстреливать раньше, чем они нас засекут. До воздушного боя накоротке дело вряд ли дойдёт, но даже если он случится, уровень наших пилотов и украинских просто несоизмерим.
Лётчики – одна из основных проблем Киева. Отчёт, попавший к нашей разведке со стороны Румынии, где готовят пилотов, говорит, что только трое из десяти готовы к самостоятельным вылетам. Курсанты не хотят учить английский и материальную часть.
Мы понимаем, что «обучение» – это форма легализации иностранцев. На самолётах Киева будут, скорее всего, летать отставные зарубежные лётчики. Их выбор велик, даже есть ЧВК, которые предлагают услуги таких специалистов. Дадут им украинское гражданство или сделают международную эскадрилью под флагом Украины: для Киева так будет дешевле и быстрее, чем обучать своих.
Сложен также вопрос базирования и ремонта F-16 на Украине. Я напомню, что эти машины очень требовательны к взлётно-посадочной полосе (ВПП). По советским стандартам, на военных аэродромах Украины на полосах уложены плиты, а стыки залиты гудроном. В случае нанесения бомбового удара можно в считаные часы заменить повреждённые плиты, заново залить гудрон – и аэродром снова готов к вылетам.
Только эти стыки дают сильную нагрузку на шасси. Наши истребители к ней подготовлены – им не страшен песок, прилетевшие камни. Невозможно в условиях боевой обстановки соблюдать идеальную чистоту. А для американцев это критично.
Критичен для них и фактор технического обслуживания. Около 30 человек задействовано на обслуживании одного самолёта. После каждого вылета проводят кучу регламентных работ, что сложно для механиков, которые не проходили обучение. Там даже инструмент используется особый – не подходит ни советский, ни европейский.
Скорее всего, F-16 будут базироваться в Прибалтике или Молдавии. Вылетать оттуда, подсаживаться где-то на территории Украины для подвешивания бомб и уходить на выполнение задач. А в остальное время – находиться за пределами Украины. Это для нас отдельная проблема, как их там доставать.
Во время нахождения на земле они могут быть подвержены нашим ударам. Мы будем постоянно это делать, в том числе «Геранями». А они их будут прятать, постоянно перегонять.
Что касается возможности подлететь к линии боевого соприкосновения, там F-16 гарантированно будут уничтожены нашими комплексами ПВО, которые именно под эту задачу и затачивались.
Киев будет беречь полученные борты для попытки большого контрнаступления, которое случится, вероятно, в сентябре. Возможно, они попробуют нанести нам чувствительные удары по Крыму. Всё-таки F-16 носят крылатые ракеты Storm Shadow или подобные американские с противорадарными системами.
Теоретически из акватории Чёрного моря может зайти звено в шесть самолётов и сделать пуск. Единственная угроза, которую способны создать американские самолёты на вооружении Киева, – удары по тыловым объектам в Крыму. А помогать им готова обширная спутниковая группировка НАТО.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.