Иран стоит свеч: какую роль Россия может сыграть в конфликте на Ближнем Востоке
В ночь с понедельника на вторник, 5–6 августа, произошла атака на американскую авиабазу в Ираке, после чего была зафиксирована военная активность ВС США. Многие эксперты отмечают, что это ещё больше накалило обстановку в регионе и теперь ничто не сможет предотвратить назревший конфликт между Тель-Авивом и Тегераном. При этом только вчера секретарь СБ РФ Сергей Шойгу лично посетил Иран. «Абзац» разбирался, сможет ли кто-то остановить большой военный конфликт на Ближнем Востоке.
Мифическое арабское единство
Во вторник, 6 августа, стало известно о ночной атаке на военную базу США в Ираке, в результате которой пострадали минимум пять американских солдат. По данным Reuters, по авиабазе Аль-Асад на западе Ирака выпустили две ракеты типа «Катюша».
Позже главы военных ведомств США и Израиля Ллойд Остин и Йоав Галант заявили, что атака на американскую авиабазу в Ираке была организована властями Ирана и союзным шиитским ополчением.
«Остин и Галант согласились друг с другом, что нападение военизированных формирований, действующих в координации с Ираном, ознаменовало опасную эскалацию и продемонстрировало дестабилизирующую роль Ирана в регионе», – отмечается в релизе военных ведомств.
После этого у пограничного перехода Арар на границе Саудовской Аравии и Ирака наблюдалась военная активность ВС США. Предполагается, что американские военные отправили подкрепление в Ирак. Саудовская Аравия и Иордания объявили, что не позволят США, Израилю и Ирану использовать своё воздушное пространство для нанесения ответных ударов.
Старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин в беседе с «Абзацем» объяснил, почему многие арабские страны относятся к Тегерану с большим подозрением.
«Раньше первостепенным был вопрос веры, так как Иран – это крупнейшая шиитская страна, а большинство арабских стран во главе с Саудовской Аравией – суннитские. Потепление между Ираном и Саудовской Аравией, а значит, и большей частью остального арабского мира – началось только в прошлом году. Так что нельзя говорить, что арабские страны будут готовы выступить на стороне Ирана в случае войны с Израилем», – пояснил он.
Эксперт напомнил, что до начала наземной операции Израиля в секторе Газа многие страны подписали Авраамские соглашения и начали процесс налаживания контактов с Тель-Авивом. Сейчас же никому на Ближнем Востоке не нужна большая война.
«Я бы даже сказал, что на Ближнем Востоке создаётся антииранская атмосфера. Многие арабские страны беспокоят шиитские проиранские группировки, которые разбросаны по всему региону. Кроме того, никому не нравится перспектива развития иранской ядерной программы», – добавил Сажин.
Шойгу для мира
Примечательно, что днём ранее с плановой рабочей поездкой в Иран прибыл секретарь СБ РФ Сергей Шойгу. Там он провёл переговоры с президентом страны Масудом Пезешкианом, секретарём Высшего совета национальной безопасности Али Акбаром Ахмадианом и начальником Генштаба Мохаммадом Багери.
Информационное агентство ISNA сообщает, что высокопоставленная российская делегация прибыла в Тегеран по приглашению иранской стороны для стратегических переговоров. В материале отмечается, что время визита секретаря Совбеза РФ имеет решающее значение для Ирана, поскольку именно сейчас он готовит ответные меры против Израиля за убийство политического лидера ХАМАС Исмаила Хании.
В комментарии для «Абзаца» директор Института политических исследований, политолог Сергей Марков подтвердил, что в ходе встречи Шойгу и высшее руководство Ирана могли обсуждать поставки российского оружия. Однако эти вопросы могут решаться и дистанционно, личное присутствие потребовалось для чего-то более серьёзного.
«Могу предположить, что Шойгу приехал, чтобы прояснить, какие конечные цели сейчас преследует Иран, какой ответный удар Израилю готовится. Важно понять, насколько Тегеран готов эскалировать ситуацию после провокаций Тель-Авива. Будет ли это апрельская схема с ударами по прокси и базам за пределами Израиля, будет ли одиночный удар по территории самого Израиля или вообще серия ударов», – сказал эксперт.
Он добавил, что Шойгу, скорее всего, пытался узнать, есть ли возможность для России выступить в качестве модератора конфликта. Всё-таки у Москвы есть связи с Тель-Авивом, а Кремль неоднократно подчёркивал, что выступает против полномасштабной войны в регионе.
«Россия, безусловно, может помочь Ирану уравновесить шансы с Израилем. Российская армия могла бы поделиться опытом ведения современных войн. В случае эскалации Тель-Авив будет пользоваться в основном американским оружием, а российская ПВО уже научилась справляться с ним. Вообще, российская ПВО считается одной из лучших в мире», – заключил Марков.
В свою очередь представитель Госдепартамента США Мэттью Миллер, комментируя переговоры Шойгу в Тегеране, заявил, что США не ожидают, что Россия сыграет продуктивную роль в ослаблении напряжённости на Ближнем Востоке.