Издалека «Волга»: рады ли мы китайскому автомобилю под нашей маркой
О громкой новинке – колумнист «Абзаца» Игорь Мальцев.
Премьер-министру России показали новую линейку автомобилей Volga, которые будут собираться на Горьковском автозаводе вместо американских и немецких машин. На этот раз сотрудничество завязалось с китайским концерном Changan.
В этой новости шикарно всё. Историческая веха для начала. А как говорили столь любимые в КНР классики марксизма-ленинизма, история развивается по спирали.
Здравствуй, горьковская спираль. Китайские товарищи её закольцевали. Возродили советскую марку, которая была бесконечным объектом желания, непререкаемым маркером статуса в обществе, и вообще, смотрите кинофильм «Берегись автомобиля» – многое поймёте.
С точки зрения послевоенного автомобилестроения «Волга», конечно, топчик. Была ещё «Чайка» для начальства, для пущего единения партии и народа (это сарказм – для тех, кто не жил в то время).
«Волга» и «Чайка» для наших китайских товарищей в 1950-е были большим ориентиром. Ну не на американские же машины им ориентироваться в деле построения коммунизма-маоизма. Так что Hongqi CA770, выпускавшийся китайским Первым автомобильным заводом с 1966 по 1999 год, – это был сразу «ЗиЛ», и «Чайка», и немного «Волга».
Знакомое название Hongqi? Тот самый бизнес-класс, который теперь подают в службах такси вместо Mercedes и BMW. Большой чёрный автомобиль с сияющим грилем, правнук нашей «Волги». Теперь он на улицах России.
А вот и сама «Волга» стала китайской. Кстати, что там с китайским «Москвичом»?
Все, конечно, понимают, что отечественное автомобилестроение не справилось ни с чем. Тридцать лет заводы переходили из рук в руки, принося деньги только менеджменту и западным лицензиарам. Позорный кейс «Шевроле-Нивы» в панаму, не говоря про всякие «Логаны».
Буквально всё делалось для раздербанивания и очубайсивания отрасли. Автопром в этом был не одинок.
Теперь пришлось протягивать руку дружбы китайским товарищам. Кстати, это часть мировой тенденции. Китайский автопром так рванул вперёд, что перед ним американцы выстраивают стопроцентный налоговый забор, чтобы их собственная дегенеративная промышленность имела шанс на существование. Не отстаёт и Европа, которая не может в рамках свободного рынка выстоять супротив китайских авто никак.
А что творится с электрокарами – вообще катастрофа. Поясняю: у китайцев свои батареи. Кроме них, в электрокаре почти нет никакой высокоточной машинерии. Илон Маск плачет горькими слезами, так как не может понизить цену на Tesla до уровня конкуренции с китайцами.
Мы смотрим, как развивался тот же Changan, который теперь скрывается под брендом «Волга». Производитель – из военно-промышленного комплекса. Первые успешные опыты с авто у них случились на совместных проектах с Suzuki, Volkswagen и другими западными компаниями. Казалось бы, знакомый путь.
Но, в отличие от России, китайцы наработали технологии, преодолели зависимость и наращивают самостоятельное производство. То, чего наша коллективная чубайсятина не могла и не хотела делать.
Наши сети дистрибуции отреагировали на нашествие с Востока сухо и технично: переключились на продажи и обслуживание китайского автопрома.
И даже при чудовищных ценах (особенно в сравнении с локальными китайскими) дела продавцов китайских машин идут достаточно хорошо. Просто потому, что у покупателя нет другого варианта. Цены – предмет народного раздражения, и не надо рассказывать, что это не так.
А что касается стилистически-этических вопросов насчёт советских брендов в исполнении китайских товарищей – кто мы такие, чтобы их задавать. Но они витают в общественном сознании. Вопрос в том, считают ли наши люди китайский автопром спасителем или незваным гостем.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.