Премьер адекватности: почему я бы тоже не искал Мишустину замену
О новом старом кандидате на пост главы правительства – колумнист «Абзаца» Игорь Мальцев.
Слушая, с каким текстом ВВП переназначает премьер-министра, хочется сказать: ну а как могло быть иначе? Нет, мы, конечно, понимаем, что кандидатура лишь внесена в Госдуму, и ждём, как там проголосуют, но основной шаг сделан. Никакого другого кандидата не обсуждают.
Именно фамилией «Мишустин», как в Пёрл-Харборе, была в очередной раз торпедирована тусовка «политологов», которые «сомневались».
«Слишком много глаз уставилось на его кресло, слишком много слухов и предположений витало в воздухе. Но Владимир Путин, как всегда, делает ставку на стабильность, игнорируя ожидания масс», – пишет вроде бы вменяемая журналистка. Какие ожидания каких «масс»? О чём вы?
Я вот – та самая «масса», которая видала председателей правительства, начиная с Хрущёва и Косыгина. Я помню рыдающего большевичка Рыжкова, грабителя народа Павлова, я забыл, кто такой Догужиев, но отличаю Гайдара от Черномырдина, а Фрадкова от Зубкова. При всех жил, и мне, как и миллионам других людей, есть что сказать по поводу каждого из них. Но мы, «масса», сегодня не будем устраивать разбор прежних полётов. А то закопаемся в русской истории.
Впервые я узнал про Мишустина, когда он стал замминистра по налогам и сборам, а потом и руководителем ФНС. Только потому, что вдруг как-то внезапно довольно запутанная и неудобная система стала поворачиваться к гражданину передом, а к лесу задом, как та избушка на курьих ножках. Вдруг внедрили интернет-инструменты. И в конце концов стало понятно, зачем и почему мы платим эти налоги, а главное – не надо больше нанимать мудрёного специалиста, чтобы отчитаться перед государством.
И даже человек, который раньше не рискнул бы оказаться самозанятым или открыть ИП, дабы не ломать полмесяца голову над отчётностью, теперь платит легко и просто. Понятно, что это удобно прежде всего государству, которое с каждым днём всё более озабочено «собираемостью», но это игра в две стороны.
«С приходом в 2010 году Мишустина ФНС изменила подход к организации контрольных мероприятий, сделав акцент на аналитической работе, – писали СМИ. – В результате резко снизилось количество выездных налоговых проверок, при этом повысилась их эффективность».
Тогда многие и обратили взор на Мишустина. Типа современный, продвинутый и умеет перестраивать весьма замкнутые неповоротливые системы. Одна только его битва против схематоза с НДС различных особо хитрых граждан и организованных групп чего стоит.
И за электронную подпись – отдельное спасибо. И за отсутствие очередей, и за улыбчивых девушек в окошках. Так что первый срок Мишустина премьер-министром – был отличный ход со стороны Путина (а кого же ещё?).
Но никто не предполагал, что в 2020-м мир окажется под ударом пандемии, которую многие называют «пландемией». Она пришлась на начало карьеры нового премьера. Я должен вам сказать: то, как провёл страну через пандемию новый глава правительства, – было, пожалуй, одной из самых человечных операций среди всех стран мира. Я, к сожалению, имел возможность наблюдать в режиме реального времени, как действовали немецкое, австрийское и португальское правительства, и это был мрак и кошмар, полный бессмысленной жестокости по отношению к гражданам и яростных политических спекуляций. Правительство Мишустина же действовало технично и быстро, моментально купировав, кстати, нытьё со стороны лидеров «оппозиции».
Когда СВО «отменило ковид», никакого послабления правительству не вышло. И такой исторический вызов Мишустин принял тоже удивительно технично. Я говорю «Мишустин» потому, что для меня это лицо русского правительства, я простой гражданин и не обязан знать каждого министра.
Путин, рекомендуя Мишустина, возможно, рассуждает примерно так же: вот есть премьер, а министров он найдёт. Когда Михаил Владимирович выйдет из Госдумы опять премьер-министром, я лично вздохну с облегчением. И с некоторой уверенностью в завтрашнем дне.
Лично я Мишустина не знаю, от государства любого стараюсь держаться подальше, пенсию отдаю маме. Так что мой взгляд незамутнённый, то есть объективный.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.