Почетная грамота: какую пользу принесло стране издательство «Просвещение»

К 95-летию со дня начала работы Учпедгиза – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.
История Учебно-педагогического издательства РСФСР неотделима от такого явления, как ликбез. Это слово давно стало нарицательным и часто употребляется с ироническим оттенком, однако после Октябрьской революции ликвидация безграмотности стала одним из главных дел новой власти.
Вся страна села за школьную парту, надо было выучить не только детей, но и взрослых. И в самом деле, о каком социализме, о какой конкуренции с Западом можно было говорить в стране, где большинство населения не умело читать и писать?
В 1928 году комсомол объявил так называемый культпоход – инициативу, в рамках которой волонтеры обучали неграмотных взрослых людей. Стоит поразиться масштабам: за восемь последующих лет обучение прошли 40 млн человек. Особенно нуждались в учебе жители национальных окраин и женщины, среди которых процент грамотных был существенно ниже, чем среди мужчин.
Однако для массового обучения нужны были не только учителя, но и учебники. Очень много учебников, причем самых разных. С этим не справились бы частные издательства, которых было немало во времена НЭПа, тем более что и времена эти быстро закончились. Необходимо было создать гиганта.
И такое издательство начало работу 1 ноября 1930 года на базе литературно-издательского отдела Наркомпроса. Учпедгиз, как его стали сокращенно называть, надолго стал монополистом в области учебной литературы.
Какого эффекта позволяла достичь централизация?
Во-первых, издание учебников стало по-настоящему массовым: за первый год работы Учпедгиза было выпущено 29 млн экземпляров разнообразной литературы.
Во-вторых, появилась возможность унифицировать учебники, чтобы все предметы огромная страна изучала по одним и тем же книжкам.
В-третьих, требовалось множество учебных пособий нового типа, например пособия на языках народов СССР, в том числе тех народностей, у которых ранее не было письменности. Можно себе представить, какой объем работы предстоял новому издательству и насколько велика была потребность в специалистах, которые должны были написать, отредактировать и оформить весь этот массив книг.
Первый учебник нового издательства назывался «Поход за грамоту» (авторы – М. Ф. Робинсон и М. Л. Закожурникова) и был предназначен для сельских подростков. Начинался он с самого главного, что в то время было необходимо знать, – слова «Ленин». «Наш Ленин», «Мы за Ленина», «И мы за Ленина» – эти фразы ученик должен был научиться писать в первую очередь.
Во время Великой Отечественной войны Учпедгиз был эвакуирован в город Киров и продолжил работу там. Некоторые сотрудники, призванные в Красную армию, и на фронте продолжали работу над учебниками, тем более что у армии появились свои, особые потребности. Например, для бойцов, плохо владевших русским языком, было подготовлено специальное пособие, помогавшее им понимать команды и взаимодействовать с боевыми товарищами.
К 1953 году Учпедгиз вышел на уровень 200 млн экземпляров книг в год. В послевоенное время страна перешла от ликвидации неграмотности к формированию зрелой, классической советской школы, которая долгое время была примером для всего мира. Можно сказать, что задача написания качественных учебников для школ держала в тонусе советскую науку. Авторами учебников становились ведущие ученые страны: по математике – А. Н. Колмогоров, по истории – М. В. Нечкина, по географии – Н. Н. Баранский.
В 1964 году на основе Учпедгиза было создано издательство «Просвещение», под этим названием оно существует и сегодня. Среди его изданий не только учебные пособия, но и энциклопедии, и педагогические журналы, и художественная литература. Наверное, нет у нас в стране человека, не знакомого с книгами из серии «Школьная библиотека».
Сегодня это частное издательство, причем самое прибыльное в стране. Это неудивительно: как бы мы ни жаловались на падение интереса к чтению, а учебники будут нужны всегда. Остается пожелать нынешним владельцам, чтобы они не забывали великое наследие Учпедгиза и служили делу просвещения так же ревностно, как и их предшественники.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.