Оды чудесные: как Александр Хмелик возвращал нас в детство

К 100-летию со дня рождения одного из создателей «Ералаша» – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Кинематограф для детей и юношества, как и детская литература, – сложнейшие жанры творчества. Юность порывиста, детство только кажется безмятежным.
Проблемы маленького человека нелегко понять, поэтому взрослым кажется, что их просто не может быть. Но ведь ребенок познает мир с нуля. Он еще не обладает опытом, не владеет алгоритмами решений, не знает, что там – за пеленой завтрашнего дня.
Понимать детей – особый талант. На это способны далеко не все. Даже из профессионально обученных.
Александр Григорьевич Хмелик этим даром обладал. И посвятил свою жизнь детям.
Мы знаем его как одного из создателей журнала «Ералаш». Телевизионная периодика для детей – игровая, профессионально поставленная и талантливо написанная – это наше ноу-хау.
Основатели телеиздания – писатель Александр Хмелик, сценарист Борис Грачевский, режиссер Алла Сурикова – произвели в начале 1970-х революцию, выведя на экраны телевизоров страны сотни историй детства. Смешных, лиричных, тонких и запоминающихся.
Александр Григорьевич – уже известный к тому времени драматург, чьи пьесы ставились в театрах страны, – был в этом триумвирате постоянным двигателем сюжетов. Юные актеры исполняли роли и становились знамениты. К съемкам привлекались заслуженные и народные артисты. «Ералаш» рос и развивался под крылом писательского таланта Хмелика и был его любимым детищем.
Его юность выпала на военные годы. С 15 лет он работал на заводе, возможно, и не помышляя о будущей творческой карьере, преодолевал вместе со страной сложности. Познал и голод, и тяжелый труд.
Может быть, его дар и подпитывался тем, что сам он не смог насладиться прелестью юношеских лет. И его старания были направлены на то, чтобы каждый юный зритель проникся этим чудом – оценил богатство детства и юности.
Не только «Ералашем» жил Александр Григорьевич. До изобретения тележурнала он работал в печати для детей: «Пионерская правда», журнал «Вожатый». И конечно, служил кинематографу. Был главным редактором творческого объединения «Юность» киностудии «Мосфильм».
Его первая большая работа в детском кино – фильм в постановке молодого режиссера Александра Митты «Друг мой, Колька!..», вышедший на экраны в 1961-м.
Картина о школьной жизни троечников оказалась настолько пронзительно правдива и не по-детски умна, что зрители ломились в кинотеатры, желая наконец понять сложности и качества своих детей.
За годы творчества Александр Хмелик написал сценарии к 22 фильмам. Среди них не только детские.
Комедийная драма в постановке Михаила Козакова по пьесе румынского драматурга Себастьяна «Безымянная звезда» – история взрослая, изысканно буржуазная, даже эротическая. Для Александра Хмелика не типичная.
Но он блестяще справился и создал один из самых любимых фильмов того времени, когда зритель был уже пресыщен и перекормлен множеством лент – советских и зарубежных, костюмированных и эксцентричных.
В «Звезде» Хмелик смог добиться эффекта сопереживания и сочувствия персонажу совсем не нашему, не советскому – взбалмошной демимондке в исполнении Анастасии Вертинской.
Не знаю, как мог создатель и вдохновитель «Ералаша» решиться повернуть на этот нехарактерный для его творчества путь, но результат великолепен.
Хмелик наградил героиню – ничтожную, избалованную, истеричную и заносчивую – внутренним светом детской непринужденности. Она вдруг открылась себе и зрителю с неожиданной стороны – со стороны дремлющей в коконе светской мишуры доброй и отзывчивой девочки-подростка, изучающей неизвестный ей мир.
Так умел чувствовать и творить Александр Хмелик. Пробуждать в нас чистоту и восторженность нового человека. Делая нас лучше. Совершенствуя нас чудесной трансформацией – возвращением туда, откуда мы все родом. В детство.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.