До роли знакомый: почему сыграть Путина – счастливый шанс для Джуда Лоу

Об ожидаемом «Кремлевском волшебнике» – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Голливудская звезда, эталонный красавчик, британский актер Джуд Лоу снимается в роли президента России в фильме «Кремлевский волшебник» по одноименному роману швейцарского писателя Джулиано да Эмполи. Ну что ж. Посмотрим, как справится. Хорошего мы не ждем – знаем, что фильмы о текущих или недавних событиях в западном кинематографе обычно попахивают заказухой.
Так было с картиной «5 дней в августе» про события в Южной Осетии, оплаченной, по некоторым сведениям, из бюджета совсем небогатой Грузии, чтобы Саакашвили попытался отмыть свою репутацию убийцы мирных жителей. В фильме его сыграл голливудский красавец Энди Гарсиа, придав смехотворно нелепому в жизни Саакашвили героические черты.
Режиссером был нанят на грузинские $35 млн (по сведениям одного из депутатов парламента Грузии) создатель «Крепкого орешка» Ренни Харлин. Взяли и одного из Бэтменов – Вэла Килмера.
Фильм – клеветнический, агитационный – даже собрал кассу. Американские зрители, возможно, хотели узнать, что такого произошло в штате Джорджия в августе за три года до выхода фильма в 2011-м. Неужели, опять «Колумбайн» или массовое самоубийство тоталитарной секты?
Есть примеры и внутриполитических американских заказух. Таким был фильм «Власть» 2018-го с другим Бэтменом, Кристианом Бейлом, в роли одного из самых зловещих республиканских персонажей – вице-президента при Джордже Буше – младшем Дика Чейни. В фильме по заказу демократов он выглядит сущим монстром. Каким он, собственно, и был, но до Обамы считалось неприличным таким образом мстить конкурентам, сохраняя благообразие политической системы для широкой публики.
И вот теперь «Волшебник из страны Кремль» – в названии романа заложена аллюзия к культовой детской книжке Фрэнка Баума.
Пара слов о книге, легшей в основу фильма. Роман свежий – выпущен в свет в 2022-м. Популярный – номер пять в списке бестселлеров года во Франции. Премиальный – выдвинутый в нескольких номинациях на высшую национальную литературную премию Франции, Гонкуровскую.
Правда, имени Джулиано да Эмполи в ее получателях нет. И это не странно. Роман оказался не совсем в дугу. В нем имеется намек на «сочувственное», или иначе на современном политическом птичьем языке «снисходительное», отношение к президенту России. А этого допускать было никак нельзя в момент истории, когда Макрон изображает из себя нового Бонапарта, готового в прыжке нанести Москве сокрушительное поражение.
«Кремлевский волшебник» – это, кстати, не президент Путин, а один из его помощников, прототипом которого стал, по некоторым подозрениям, бывший зампред правительства Владислав Сурков. Книга о нем – о помощнике, формирующем идеологическую повестку России при Путине.
Конечно, участие Джуда Лоу притягивает внимание зрителя не к помощнику. Да и вообще, Путин – легендарная фигура в мировой политике. Кому интересен помощник, если в кадре такой герой?
Лоу, сыгравший уже и римского папу, и волшебника Дамблдора в крупных релизах, загримирован и готов представить миру образ самого известного политика XXI века. Что эта роль для него? Очередной карнавал? Большой гонорар или все же искусство перевоплощения и серьезная актерская работа? Думаю, мы узнаем, посмотрев фильм.
От нас не укроется ни тайное, ни явное намерение создателей. Мы видим вглубь. Если это очередная клеветническая поделка, каким в нашем министерстве даже прокатное удостоверение не дают, то и наша зрительская любовь к романтическому красавчику-британцу поугаснет. Если справится с ролью, за которую никто не берется и в родной для Владимира Владимировича России, будем любить еще больше. Ставка высока. И не надо «снисходительного» отношения.
Россия – страна великого прошлого и великого будущего. Правительства Европы истлеют гораздо быстрее, чем думают. Россия находится на перекрестке цивилизаций, являясь одновременно и частью европейской (не западной, а в широком смысле) культуры, и самостоятельным цивилизационным центром, имеющим свою большую историю в любом из известных искусств: музыке, живописи, театре, кинематографе.
Пытаться ее оболгать или показать к ней свое презрение для представителя творческой профессии может обернуться неожиданным крахом всего, чего ему удалось добиться ранее. И это не вопрос мстительных действий, а именно дело справедливости, которая торжествует независимо от нас.
Джуду Лоу выпал счастливый шанс показать, что он художник, творец, артист. Или проявить себя нанятым для площадного бардака, густо смазанного «клюквой», шутом. Будем пока верить, что он справится. Мы ведь его любим.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.