Рыбный обоз задерживается: кого в России лишат льготных кредитов на образование
Фото © Сергей Бобылев / ТАСС

О проекте закона, который изменит будущее наших детей, – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

В Госдуме уже началось обсуждение законопроекта о регулировании набора студентов на платные отделения вузов. Первое чтение запланировано на май. В составе его авторов значатся лично председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и спикер Государственной думы Вячеслав Володин. Так что все эксперты сходятся во мнении, что закон примут очень быстро.

Суть его очень проста: с 1 сентября 2025 года правительство начнёт контролировать распределение платных мест в государственных вузах «с учётом потребности экономики в квалифицированных кадрах». Кроме того, планируется сократить количество специальностей, по которым будет предоставляться льготный кредит на образование под три процента годовых.

Списка профессий и специальностей, для обучения которым льготный кредит выдаваться не будет, пока нет, но суть изменений вполне понятна. В России слишком много обучается и выпускается в жизнь менеджеров, экономистов, юристов, да и вообще «гуманитариев».

Знаете итальянский анекдот про старенького профессора? Его спрашивают в юбилейном интервью: «Что бы вы сказали нынешним молодым выпускникам философского факультета?» – «Ну что им скажешь, – печально улыбается профессор. – Разве что «подайте двойной эспрессо и маленький круассан, пожалуйста».

Анекдот давным-давно превратился в скучное описание реальности. Дипломированные экономисты работают продавцами в магазинах и менеджерами по продажам. Это ещё в лучшем случае. В худшем – курьерами. Юристов девать некуда. В то же время стране мучительно не хватает инженеров и врачей. И разумеется, людей рабочих специальностей.

Знаете, сколько зарабатывает в глубинке хороший сварщик? Московские курьеры и таксисты могут гастрит от зависти получить. А вот сварщиками в одночасье стать не могут, даже если захотят. Этому учиться надо.

Гуманитарии, разумеется, нужны стране. Остро не хватает, например, учителей истории и литературы. Однако, по последним данным, только 60% студентов-педагогов на самом деле собираются работать в школах. Это ещё хороший результат опроса – семь лет назад таких было только 25%.

Парламент и правительство хотят ситуацию исправить и платить из бюджета только за обучение нужным экономике страны специальностям. Это абсолютно правильно. Вот только нужная реформа не обязательно получит народную поддержку.

Уже сегодня вполне серьёзные эксперты прогнозируют примерно такие настроения: «Если ты гуманитарий из провинции не из богатой семьи, ты обречён либо пойти в суз и на завод, либо быть нищим и без образования. Потому что бюджетные места – это частенько для «кого надо» бюджетные места. А на платное образование у простого человека денег нет».

И уж точно нет денег у простого человека на платное образование в столицах, так что новый закон, помимо всего прочего, ограничит и приток студентов из провинции в Москву. Не всякий Ломоносов возымеет столь свирепое желание учиться, что отправится в университет пешком с рыбным обозом...

Всё это значит, что абитуриент-2026 волей-неволей пойдёт учиться на инженера, слесаря и оператора современных станков. Потому что эти профессии стране сейчас нужнее.

Всё это также значит, что в России, особенно в провинции, будет расти социальное напряжение.

Впрочем, есть у законопроекта о регулировании приема в вузы ещё один аспект. Мы вступаем в век искусственного интеллекта. Он пока лишает работы не сантехников, не плотников, не сварщиков и не каменщиков, а, прежде всего, пишущих и рисующих.

Прогресс – страшная и очень жестокая штука, к его последствиям приходится готовиться заранее. Я к этой теме в своих колонках ещё не раз вернусь.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем