Либеральное чтиво: какие опасности подстерегают ребёнка в книжном магазине 
Фото © Дмитрий Дубинский / Абзац

О нюансах современной литературы для детей – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.

Неделя детской книги, которая проходит в эти дни в Российской государственной детской библиотеке, – хороший повод поговорить о нашей детской литературе.

Это пространство парадоксов. С одной стороны, мы слышим постоянные жалобы на то, что юное поколение перестало читать. А с другой – спрос на детские книги в среднем гораздо выше, чем на взрослые, и издательства с удовольствием работают в этом сегменте, поскольку подготовка детской книги сулит прибыль.

Это легко объяснить. Даже тот взрослый, который сам давным-давно не открывал книгу, как правило, всё-таки надеется приучить своего ребёнка к чтению. Понятно, что со временем его всё равно засосут гаджеты, соцсети и компьютерные игры, но надо хотя бы попытаться. Да и тогда, когда мы идём в гости в дом, где подрастают дети, хорошо изданная, нарядная детская книжка по-прежнему считается достойным подарком.

На книжных ярмарках детский писатель – самый желанный гость. Его книги расхватывают на стендах, на его выступлениях всегда много публики – и детей, и благодарных родителей.

Но вот ещё один парадокс: при всей востребованности его труда детский писатель не становится в один ряд с авторами «серьёзных» романов и толстых биографических томов, не конкурирует с ними в ведущих прозаических или поэтических премиях. В литературном табеле о рангах его место где-то рядом с авторами детективов и книжек по психологии, то есть коммерческой литературы.

И точно так же среди «серьёзных» писателей очень мало тех, кто пробует творить для детей. Литературное сообщество единодушно в том, что написать детскую книжку гораздо труднее, чем постмодернистский интеллектуальный роман. Поэтому, несмотря на спрос, хорошие детские тексты в дефиците и издательствам приходится работать с тем, что есть.

Впрочем, успех детской книги, в отличие от книги для взрослых, определяется не только качеством текста. По сути, она есть синтетическое искусство, в особенности это относится к изданиям для самых маленьких. Такая книжка должна быть с картинками, и очень важно найти ещё и хорошего художника. Лучше всего, конечно, когда автор текста и иллюстраций – одно лицо, как это было в случае с Владимиром Сутеевым или Туве Янссон. Но так бывает нечасто.

Синтетический характер этой индустрии хорошо понимаешь, когда знакомишься с программой Недели детской книги. В ней не только встречи с писателями, но и показы мультфильмов, и кукольные спектакли, и музыкальные концерты, и викторины. Словом, целый мир или, как сейчас модно говорить, экосистема, в центре которой находится книга.

Важно, что эта экосистема нацелена на человека развивающегося: первые книжки ребёнку читают родители, потом он сам начинает делать это. Сначала – по слогам, затем – всё увереннее. И наконец, книга постепенно вводит его во взрослый мир.

На этом пути у ребёнка есть не только друзья, но и враги. Один из врагов – халтура. Это может быть халтура или автора текста, или переводчика, или художника, украшающего книгу аляповатыми иллюстрациями.

Более коварный враг – это либеральные пропагандисты, а то и вовсе извращенцы, которые так и тянутся к невинным существам. Зачастую они действуют не сами по себе, а при помощи зарубежных спонсоров.

В феврале на встрече в Госдуме представители сразу двух издательств заявили о значительной роли иностранного финансирования в российском детском книгоиздании. Видимо, не просто так у нас время от времени появляются сомнительные поделки – от книжек для самых маленьких, в которых объясняются разные гендерные штуковины, до пикантных подростковых повестей типа нашумевшего «Лета в пионерском галстуке».

Контроль за качеством детских книг важен, но сам по себе он не породит новых имён. Конечно, детское чтение консервативно и ничто не мешает нынешнему поколению расти всё на тех же Маршаке, Чуковском или Носове, на которых росли их дедушки и бабушки. Но я думаю, что и на современном материале можно написать по-настоящему культовую детскую книжку.

Например, когда мы говорим о знаменитых писателях нашего времени, мы в первую очередь вспоминаем Джоан Роулинг, которая в романах о Гарри Поттере сыграла как раз на том, что её персонажи росли вместе с её читателями. В нашей стране у Роулинг были подражатели, но возможно ли у нас оригинальное явление такого рода?

В современной России нет ничего невозможного. На Неделе детской книги в этом году был сделан особый акцент на 80-летии Великой Победы. Но и о сегодняшней реальности кто-то должен рассказать детям.

Первые детские книги на тему СВО уже появляются. Так, Дмитрий Артис, отслужив добровольцем на фронте, создал книжку-раскраску «Славный парень Огогош» и сейчас выпускает книгу для школьников «Как настоящий солдат». Это тоже род служения и хороший пример для многих.

Хочется бросить клич: «Писатели – в детскую литературу». Если каждый, кто профессионально владеет русским языком и любит нашу Родину, напишет хотя бы одну книжку для юных читателей, наша детская литература будет просто обречена на расцвет.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем