Срок выгодности: почему переговоры в Вашингтоне складываются удачно для России
Фото © Mehmet Eser / Zuma / ТАСС

О преждевременности радости и радужных прогнозов – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

Политика в наше время так устроена, что в ней вообще не бывает совпадений. Если два важных события происходят практически одновременно да ещё и почти в одном и том же месте, значит, они в самом деле тесно связаны.

Вот, пожалуйста, буквально вчера. В Вашингтоне в розовом саду Дональд Трамп выходит к журналистам с огромными таблицами новых пошлин, то есть с объявлением торговой войны всему миру.

Весь мир в ужасе. Во-первых, от размера этих пошлин: суммарно для Китая – 54%, для Вьетнама – 49%, для Европы – 20% (кроме 25% на автомобили, наложенных неделей раньше). Во-вторых, оттого что в таблицах Трампа есть буквально все страны мира, кроме России, Белоруссии и Северной Кореи. Все ищут объяснение, что же Трамп имел в виду.

Пока все ищут, представитель президента России, руководитель РФПИ Кирилл Дмитриев ведёт переговоры в Вашингтоне. Как говорят, со своим коллегой, спецпредставителем президента США Стивом Уиткоффом. Наступает следующее утро, и что мы видим?

Заявления Трампа вызвали панику на финансовом рынке. Суммарные потери на бирже составили невообразимые 3 триллиона долларов (больше, чем номинальный годовой ВВП России). Экономические прогнозы на ближайшее время просто ужасные. Как вам сообщение о том, что 16-й iPhone вырастет в цене в два раза (по текущему курсу будет стоить 190 тысяч рублей)? Жуть, правда? Вот и американцы так считают.

А представитель президента России в Вашингтоне даёт интервью журналистам с видом на Белый дом. И сообщает, что американские компании смогут занять на российском рынке место ушедших брендов Европы; что обсуждается сотрудничество в самых разных важных сферах, например по Арктике; что многие пытаются сорвать диалог России и Соединённых Штатов, исказить заявления Москвы, но Белый дом слышит позицию и озабоченности Кремля. И конечно, что достигнут значимый прогресс по вопросу прекращения огня на Украине.

Что происходит, товарищи, как всё это понимать? Получается, Трамп начал торговую войну против всего мира, кроме России? Сам пошёл на то, что его страна в этой войне понесёт очень серьёзные потери вместе со всем миром. Кроме России.

Получается, отношения с Россией Трампу сейчас важнее, чем отношения со всеми остальными странами? Чем с Китаем? Чем с Европой? Со всеми можно и нужно поссориться, на всех можно и нужно наложить дополнительные пошлины, а с Россией надо уважительно договариваться?

Поскольку Дональд Трамп совершенно точно не сумасшедший и не русофил, его позиции есть вполне рациональное объяснение. Точнее, два объяснения.

Первое – экономическое. Накладывать на российские товары дополнительные пошлины для США просто глупо. Торговый оборот сейчас невелик, но наша страна продаёт Штатам уран. Отказаться от этих поставок они не могут, а вот Россия в случае новой эскалации может наложить на эту торговлю эмбарго. На самый крайний случай Трамп может угрожать нам вторичными санкциями, но лучше до этой крайности не доводить.

Второе – военно-политическое. Прямо сейчас у Трампа на руках три войны, не считая мировой торговой. Украинская, ближневосточная (там задействованы сразу две авианосные группировки, наносятся удары по Йемену, готовится удар по Ирану) и противостояние за Тайвань. Три войны сразу – это слишком много, даже богатейшие США не потянут. Ни денег не хватит, ни боеприпасов.

Но договориться с Россией по Украине, «услышав наши озабоченности», вполне реально. Попросить русских помочь договориться с Ираном тоже. Если всё это сделать, можно твёрдым голосом разговаривать с Китаем.

Так рассуждает Трамп и так он действует. Только вот очень важно сейчас не ошибиться и не решить впопыхах, что он действует в наших интересах. Интересы у него свои. Если они и совпадают с нашими, то случайно и ненадолго.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем