Дойный тариф: где место России в развязанной Трампом мировой торговой войне
Фото © EPA / ТАСС

О планах республиканца на введённые пошлины – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.

Трамп назвал это «днём освобождения» Америки.

Объявляя о новых тарифах – самых высоких на сегодняшний день, – глава Белого дома сказал, что они «помогут исправить несправедливые отношения, сложившиеся за десятилетия, и не позволят другим странам грабить Соединённые Штаты».

Китаю Трамп добавил новый 34-процентный тариф к предыдущему общему налогу на импорт в США, введённому в начале этого года. На товары из Евросоюза накинул ещё 20% в дополнение к существующим тарифам. Импорт из Вьетнама решил обложить налогом почти на 50% больше, чем до сего момента. Плюс ко всему теперь все готовые автомобили, произведённые за пределами США, будут облагаться 25-процентным налогом.

При этом в общем списке пострадавших от тарифной войны Трампа нет России. Но это не потому, что нас пожалели, а потому, что наш товарообмен с США, говоря языком математики, стремится к нулю.

С одной стороны, введение глобальных тарифов – логичное продолжение того, о чём Трамп говорил в инаугурационной речи: «Вместо того чтобы облагать налогами наших граждан, чтобы обогащать другие страны, мы будем облагать налогами и тарифами иностранные страны, чтобы обогащать наших граждан».

Правда, именно американцы будут оплачивать из своего кармана импортные товары и пошлины на них, пока в США не появятся аналогичные продукты собственного производства.

Некоторые полагают, что, вводя такие тарифы, Трамп просто добивается удобной для США позиции во время будущих переговоров с каждой из стран по вопросам взаимной торговли. Но у такого тезиса мало подтверждений.

Всё говорит о том, что он не намерен использовать тарифы в качестве инструмента для переговоров. Наоборот, его команда ждёт, что пошлины станут источником дохода. Если верить таким чиновникам, как министр торговли Говард Лютник, тарифы «сократят дефицит и сбалансируют бюджет». Кстати, он же сказал: «Пусть люди, живущие за счёт нашей экономики, платят, а мы будем платить меньше».

Но когда это случится? Хорошо для американцев, если быстро. Тогда нынешнее поколение успеет насладиться плодами реконструкции. Точнее, сломом мировой торговой системы, которую затеял Трамп.

А если дело затянется? Оппоненты Трампа указывают, что его администрация не говорит ни о цене, которую заплатят потребители в США, ни о последствиях для фермеров, которые возникнут в результате реакции других стран.

Что ещё более любопытно – администрация не провела анализ затрат и выгод от действий президента. Не выяснила, стоит ли полученная прибыль ущерба, нанесённого ключевым союзникам Америки.

Введение подобных тарифов – это фактически начало мировой торговой войны. Тарифы Трампа ударят прежде всего по европейским союзникам США. К чему это приведёт? Прежде всего к ослаблению евроатлантических военно-политических связей.

Как считают в Брюсселе, причина, по которой НАТО выжило и процветало до сего момента, заключается в том, что «общие ценности и торговые отношения поддерживали обязательства в области безопасности».

Оборонные отношения в рамках альянса и торговые взаимосвязи, формировавшиеся на протяжении 80 лет на Западе, были переплетены между собой и дополняли друг друга. Введение тарифов вполне может разрушить НАТО, и США останутся без своих европейских союзников и без Канады.

Основная мировая реакция на демарш Трампа – повсеместное сопротивление. Европа ещё накануне грозилась ответными мерами. Главный еврочиновник Урсула фон дер Ляйен сказала, что ЕС не хочет торгового обострения с США, но у него есть наготове адекватные ответные меры. Канада заранее заявила, что примет меры для защиты своей экономики. Китай тоже намеревается ответить.

Это значит, что меры, объявленные Трампом, – прелюдия к большой торговой войне. Несколько дней назад он опубликовал в социальных сетях предупреждение для своих ближайших союзников. Мол, если Европейский союз объединится с Канадой, чтобы нанести экономический ущерб США, на них обоих будут наложены масштабные пошлины, гораздо более высокие, чем планировалось.

А что Россия? Россия благодаря введённым ранее санкциям давно исключена из этого «праздника жизни», который Трамп намерен испортить.

Наша страна, по признанию самих же американских экспертов, адаптировалась финансово и экономически. Что касается ВПК, то тут мы даже нарастили производство.

Так что в цирке для всего мира, который устроил Трамп, Россия не на арене, а зрительном зале. В почётной ложе с шампанским.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем