Роды зовут: можно ли за счёт студентов улучшить демографическую ситуацию
Фото © Александр Авилов / АГН «Москва»

О стимулировании рождаемости среди молодёжи – обозреватель «Абзаца» Алина Ефремова-Герлиня.

На минувшей неделе состоялось первое совещание правительства по национальному проекту «Семья», запущенному по поручению президента. Основные суммы, как и прежде, заложены на социальные пособия, маткапитал, а также благоустройство и инфраструктуру. Но появились и новые блоки. Один из самых интересных – это поддержка молодых студенческих семей и родителей-студентов.

За дело взялись крепко: более 20 регионов ввели материнский капитал для студенческих семей (в некоторых – вплоть до миллиона рублей), предусмотрели отдельные льготы, повысили пособия до уровня прожиточного минимума, ввели другие «плюшки» в виде сервиса по прокату детских вещей и так далее.

Со своей стороны Минобрнауки пообещало снабдить вузы пеленальными столиками, а молодожёнам с ребёнком выделить комнату в общежитии или предоставить социальное жильё.

В Минтруда рассчитывают увидеть в ежегодной статистике народонаселения семь тысяч студенток. Не исключаю, что в погоне за исполнением КПЭ вузы будут плясать «от обратного» – раздавать льготы при поступлении абитуриенткам с маленькими детьми.

Это всё, конечно, здорово и хорошо. И студентку, у которой случилась незапланированная беременность, дополнительная материальная помощь может отвадить от страшного поступка. А вот на остальную молодёжь придуманные меры вряд ли повлияют. Их длинный список скорее можно назвать поддерживающим, а не стимулирующим рожать.

Это осознают и в высших эшелонах власти. Так, в недавно изданной «Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в России на период до 2036 года» чётко прописано: «Потенциал влияния социальных мер на повышение благосостояния семей с детьми практически исчерпан». Никто не рассчитывает, что за сотню тысяч рублей студентки побегут в роддом.

Почему вообще ставка делается на молодёжь? Официально логика такая: чем раньше женщина начинает, тем выше вероятность, что она родит не одного ребёнка. Звучит правдоподобно, но статистика этот тезис подтвердить не может – многие исследования говорят, что на рождаемость влияет не возраст материнского дебюта, а возможность совмещать семью и работу.

После распада СССР старшее поколение училось жить заново, ставя во главу угла ценности материальные, карьеру и высшее образование. Я и сама в школьные годы слышала от учителей фразу: «Без бумажки ты букашка!».

В обществе ранние браки порицались («Не о том думаете!»), а молодая беременная женщина вписывала себя в стан вечных неудачниц. Родители вместе с бабушками и дедушками долгие годы настраивали картину мира младшего поколения в сторону профессионального и карьерного становления. Из таких наставлений сформировалось у вчерашних подростков мнение: молодость одна – нужно жить для себя, вот встану на ноги, накоплю на жильё, а потом уже подумаю о семье и детях.

Так бы эти молодые люди и поступали. Окрепли бы после окончания университетов и «осели». Да вот только рыночная конъюнктура сильно изменилась: после выпуска из вуза стремительную и по-настоящему успешную карьеру построят единицы, зарплата быстро достигнет потолка и – в отличие от инфляции – остановится в росте, а мечты о жилплощади сведутся к ожиданиям снижения ключевой ставки.

Пора признать: нынешние выпускники университетов на старте карьеры находятся экономически в менее завидном положении, чем их предшественники.

Неудивительно, что многие студенты всячески откладывают наступление «взрослой жизни», например переходят с одной ступени образования на следующую, таким образом оттягивая выход на рынок труда. Но чем позднее начинают работать, тем позже и женятся.

Отсюда и увеличение среднего возраста вступления в брак. Сейчас невесте в России – 27 лет, а жениху – 29–30. Эти цифры совпадают с данными Росстата: материнский дебют у нас наступает в 26–27 лет. А помните, что на таких женщин вешали медицинский ярлык «старородящая»? Ведь только в сентябре 2024-го Минздрав запретил это делать.

Современные молодые люди могут вполне казаться инфантильными: не работают, не рожают, живут у родителей. Но их можно понять. Сильно выросла продолжительность жизни, поднялся пенсионный возраст. В 2020 году у нас даже сдвинулась официальная возрастная планка для молодёжи. Теперь так называют людей до 35 лет. Так куда же им спешить? Вся жизнь впереди, они понимают, что стать родителями ещё успеют.

Я не считаю, что в вопросах деторождения молодёжь потеряна. Для него просто не хватает экономической базы.

Нужно понимать, что дети идут вразрез с главной ценностью зумеров – свободой. Поэтому стоит работать над созданием условий, при которых молодая мама не будет выпадать из социума на год или полтора и сможет по-прежнему вести относительно активный образ жизни.

В том числе продолжать учиться без ущерба для малыша и без потери для своих будущих профессиональных знаний и навыков. Ведь диплом и профессиональные амбиции дарят надежду на светлое будущее. А когда становишься родителем, такая надежда нужна как никогда.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем