Штраф и ненависть: почему мы ищем подвох в любой государственной инициативе
О домыслах, родившихся на фоне расширения функционала «Госуслуг», – обозреватель «Абзаца» Роман Носиков.
Однажды я опоздал на важную встречу, потому что моя машина не завелась. Просто забыл выключить освещение внутри салона, аккумулятор за ночь сел, а утром машина не подавала признаков жизни.
Пока я ждал, когда в нашу глухомань доедет такси, прошли критические 20 минут.
Наверняка кто-то из соседей заметил свет в салоне, но они не могли меня предупредить, ведь не знали точно, кому принадлежит машина. Они не знали моего телефона.
Теперь такая проблема может быть решена. «Госуслуги» предлагают новую функцию: передавать сообщения об автомобиле по его госномеру. Благодаря этому вы сможете узнать, что случайно перегородили кому-то проезд, что вас поцарапали, что у вас не выключены фары или спущено колесо. Это удобно.
Но рады не все. У некоторых в связи с этим появились опасения, что владельцам транспортных средств могут в ближайшем будущем предъявлять штрафы за настоящие или мнимые нарушения, о которых будет доложено через сервис. Проще говоря, что государство станет использовать систему с оповещениями во вред населению.
В публичном поле возникли опасения, что может повториться ситуация с постановлением Верховного суда, которое запрещает использовать для назначения штрафов фото- и видеоматериалы, снятые не автоматическими камерами, а гражданами, и якобы игнорируется. Дескать, с этим нововведением будет так же – «его применят во зло».
Зачем? А просто так. Чтобы испортить настроение избирателям.
Интересное предположение. Оно рождает вопрос: как именно опасающиеся свирепых репрессий сами используют автомобили, которыми владеют? Как они стоят? Что используется при этом в качестве парковки?
Откуда эта странная подозрительность и убеждённость в том, что государство – зло, которое надо держать от себя подальше?
Кроме того, вызывает недоумение однобокое толкование решения Верховного суда. Да, он действительно вынес постановление от 25 июня 2019 года N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Но в нём нет ничего о запрете наложения штрафов за нарушения, зафиксированные при участии человека. Просто в этом случае необходимо произвести проверку – не исказил ли человек присланные им фото- или видеоматериалы. Если она проведена и нарушение обнаружено, штраф налагают.
Мне кажется, в данном случае имеет место не столько описание реальных проблем, сколько протестная романтика. Или даже заигрывание с этим чувством у нашего общества. И это не лучшее занятие.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.