Большая актриса маленького роста: как Надежда Румянцева жила с нами одной жизнью
К 95-летию со дня рождения народной любимицы – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Ее голосом говорили Наталья Варлей и Одри Хепбёрн, Зита и Гита, рабыня Изаура, Гюльчатай и Сара Коннор. Ее лицо было знакомо каждому: Тося Кислицына из «Девчат», Надя Берестова из «Неподдающихся», Людмила Добрыйвечер из «Королевы бензоколонки».
В 1960-х она была королевой комедии. В 1970-е стала главным будильником – вела воскресную передачу для школьников с таким названием.
Надежда Румянцева – вечно юная и задорная, по-настоящему народная артистка России. Сегодня ей исполнилось бы 95 лет.
Слава будто искала ее сама. Высматривала в провинциальных театральных училищах, брала за руку и вела к вершинам. Появления такой актрисы будто ждал наш кинематограф. И дождался.
Искрометный свет, жизнерадостность и искренность вошли в наше кино с нею.
Задорная, неунывающая, немного нелепая, но волевая и изобретательная героиня, при этом нравственная и чуждая эгоистичным проявлениям – настоящая советская девушка с русской душой.
Она начинала как травести. Миниатюрная, звонкая, играла мальчишек на сцене. А в кино вошла как девушка непорочная, неиспорченная, чистая. Такая, в которую влюблялись брутальные герои, теряющиеся перед ее непосредственной и целеустремленной натурой.
«Неподдающиеся» – первый фильм, который принес ей славу и любовь зрителя. Роль активистки Нади, «борющейся» за перевоспитание двух отпетых лоботрясов и прогульщиков, – это появление на экране совершенно нового, но при этом давно ожидаемого персонажа. Девушки с высокой социальной ответственностью, большими амбициями, при этом чувственной и не всегда успешной. Такой, как все. Человечной, доброй и очень смешной.
В ее игре не было ничего нарочитого, никаких гримас и кривляния. Это была настоящая смешная девчонка – не водевильная. Режиссер фильма Юрий Чулюкин, для которого «Неподдающиеся» стали дебютом в большом кино, нашел настоящий бриллиант, который будет сверкать еще долгие годы, – русскую актрису комедии, способную переиграть самых интересных мужских персонажей.
Чулюкин ухватился за талант Румянцевой и, не давая зрителю опомниться от восхищения Надей Берестовой, создал канонический образ – знаменитую и любимую всеми таежную повариху Тосю Кислицыну из «Девчат». Образ, который после никто не смог повторить и воплотить с той же убедительностью, какая была у актрисы Румянцевой.
Образ честной, непосредственной, бойкой, неунывающей, очень забавной и бесконечно трогательной девушки. Характер столь же узнаваемый, сколь и редкий. Возможно, уникальный, при этом понятный всем.
Попытка и далее эксплуатировать этот образ в фильме «Королева бензоколонки» режиссеров Алексея Мишурина и Николая Литуса разочаровала и зрителя, и актрису. Зритель нашел ленту лакированной, эпигонской и пустой. Актриса сделала вывод, что не стоит принимать далее предложения даже главных ролей, если они могут сделать ее рабой одного амплуа.
Снималась Надежда Васильевна не много. Всего 35 ролей в кино, из которых главных – раз-два и обчелся. Но самоцвет такой чистоты не спрячешь и в целой россыпи драгоценностей.
Например, ее небольшая роль в фильме по произведениям классика русской драмы и комедии А. Н. Островского «Женитьба Бальзаминова», изобилующего прекрасными актерами (Николай Крючков, Лидия Смирнова, Георгий Вицин, Инна Макарова, Жанна Прохоренко, Людмила Гурченко, Нонна Мордюкова, Ролан Быков), не затерялась в острохарактерных персонажах, а прозвучала ярко и самобытно. Причем не за счет внешности и миловидности, в которой ей трудно отказать. Это было классическое исполнение, где актриса Румянцева продемонстрировала великолепную школу, мастерство, тонкий ум и чутье, прекрасную реакцию, самобытность.
Второй жизнью – не менее примечательной и славной – была работа за кадром. Надежда Румянцева, обладая прекрасным девичьим смехом, звонким переливчатым голосом, создавала запоминающиеся образы героинь отечественного и зарубежного кино в качестве актрисы дубляжа.
Она подарила нам окончательно сложившийся образ Нины – «Кавказской пленницы». Она сделала русской рабыню Изауру – поэтому миллионы наших соотечественников так полюбили ее. Она озвучивала мультфильмы, художественные фильмы, сериалы. Часто – всех женских персонажей, как, например, в русскоязычной версии «Твин Пикса» или «Терминатора».
Большая актриса маленького роста. Своя, добрая, близкая. При этом неповторимая и уникальная. Она была с нами на большом и малом экране более полувека.
Ее умение жить с нами одной жизнью (а ведь она была женой дипломата и подолгу отсутствовала в стране, где почти все население было невыездным!), говорить с нами на одном языке – будь то классика Островского или современность телепередачи «Будильник» – сделали наше общение с нею незабываемым.
Эту ценность мы бы хотели передать нашим новым поколениям, уже не очень приспособленным к просмотру старого кино – блистательного кино золотого периода. Тогда, может быть, кто-то из новых творцов, умеющих говорить на языке нового поколения, обратит свое внимание на образ самой Румянцевой – например, снимет фильм или сериал о ее судьбе, жизни, ролях в кадре и у микрофона.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.