Имя и Отечество: как вернуть патриотизм в российские театры
О вчерашнем поручении президента – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.
Вчера Владимир Путин дал распоряжение о создании в Москве нового театра, который будет заниматься продвижением современной драматургии патриотической направленности.
Прошли сутки – и вот что удивительно: ни один из наиболее известных, авторитетных государственных театров, получателей многомиллионных бюджетных субсидий, не заявил о том, что он поддерживает это начинание, или о том, что он тоже хотел бы развивать патриотическую повестку. Этого не сделал даже Театр Российской армии, которому, казалось бы, сам Бог велел стать базовой площадкой для патриотических постановок. (Обновление: 14 мая главный режиссёр ЦАТРА Александр Лазарев все же поприветствовал рождение нового театра – прим. ред.)
Отклик подобного рода был бы нелишним, поскольку распоряжение президента поставило российское театральное сообщество в неловкое положение: если потребовалось создать специальный патриотический театр, то получается, что остальными учреждениями руководят не патриоты?
Этот вопрос возник у многих, и своим молчанием ведущие деятели дали на него невеселый ответ.
Получается, прав был Захар Прилепин, который еще три года назад писал: «В Москве есть сто театров, которые за восемь предыдущих лет не поставили ни одного утренника в поддержку Донбасса».
И это было именно его предложение: пускай на сотню театров, которые воротят нос от темы Донбасса и СВО, в столице будет хотя бы один, в котором человек, живущий болью своей страны, участник спецоперации, волонтер будет чувствовать себя как дома. Не самодеятельный, не частный театр, перебивающийся с хлеба на воду, а нормальный государственный театр, находящийся в равных условиях с грандами московской сцены.
Решение основать его – щедрый дар патриотам. Но это горький дар. Вместе с ним приходит осознание степени их одиночества в театральном мире. Люди опасаются, что они окажутся запертыми в патриотическом гетто, за пределами которого будет сверкать голыми задницами все тот же либерально-русофобский карнавал. Но ничего не поделать, так исторически легли карты, поэтому приходится играть исходя из имеющегося расклада.
Конечно, многих сейчас будут интересовать насущные вопросы: какое здание дадут новому театру и кого назначат его руководителем? Стоит заметить, что выбор зданий несколько шире, чем круг кандидатов на должность худрука. Но главное все-таки не это. Главное – та модель, которую изберет нарождающийся театр.
Я вижу тут две модели. Одна была в свое время реализована в доронинском МХАТ имени Горького: консервативный и законсервированный театр со своей нишевой аудиторией, где все было очень патриотично, но время как будто остановилось.
Вторая модель была опробована в том же МХАТе, но уже Эдуардом Бояковым, который сегодня по мере сил и средств продолжает гнуть эту линию в своем Новом театре. Такой театр должен стать точкой опоры, с помощью которой можно было бы попытаться перевернуть театральный мир.
Такому театру мало здания, мало худрука и мало труппы. Нужно, чтобы он стал центром кристаллизации здоровых сил. Чтобы каждый мог прийти туда со своей идеей. С этого плацдарма должно начаться широкое наступление на российское культурное поле.
Чтобы продвигать новую патриотическую драматургию, нужно ее создать. Пока она делает лишь первые шаги. А нужны не просто идейно правильные пьесы, за которые начальство погладит по головке. Нужны пьесы, на которые будет ходить публика. Поэтому наряду с театром требуется и постоянно действующий конкурс драматургов, выносящий наверх наиболее талантливых авторов, чтобы хорошее дело не потонуло в потоках халтуры и конъюнктуры.
На этом плацдарме можно будет начать формирование нового театрального сообщества, которое придет на смену нынешнему лукавому междусобойчику. Для этого нужны театральные мастерские, где смогут учиться и общаться ветераны СВО, мечтающие о сцене. Они могли бы принести в театр свой опыт, свои принципы и ценности.
При этом нужно оговорить, что патриотический театр никогда не выйдет за пределы узкой ниши и не завоюет массового зрителя, если ограничит себя военной тематикой. Патриотизму есть место и в комедиях. В идеале патриотизм должен пронизывать все культурное поле, не оставляя ни единого уголка для русофобской гнили.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.