Мнение экспертов: насколько страшен вирус Коксаки и ждать ли от него вакцину
Несмотря на то что в стране, по оценкам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, наблюдается подъём энтеровирусной инфекции в очень малом удельном весе, разговоров о вирусе Коксаки меньше не становится. Насколько он страшен и ждать ли от него вакцину, «Абзац» спросил у врача-иммунолога и микробиолога.
Как часто случаются вспышки вируса Коксаки
Как отметил в беседе с корреспондентом «Абзаца» доктор биологических наук, микробиолог, академик РАН, научный руководитель ГУ НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова Виталий Зверев, вспышки вируса Коксаки не такие частые, в отличие от гриппа:
«Много разговоров о вирусе Коксаки было в 2017 году, когда была зафиксирована массовая вспышка заболевания среди россиян, которые вернулись домой из отпуска в Турции. Но надо понимать, что нечто подобное случается далеко не каждый год».
Обычно заболеваемость так называемым синдромом «рука – нога – рот» (HFDM-синдром) фоновая. То есть это единичные случаи или их группы, но периодически случаются и вспышки, заявил «Абзацу» к. м. н., иммунолог Николай Крючков.
Эксперт напомнил о крупной вспышке HFDM-синдрома в Великобритании в 1990-х годах, тогда было выявлено более 600 тыс. случаев заболевания. А в Китае в 2007 году вирус унёс жизни двух десятков детей:
«В совокупности вирусом Коксаки и близкими энтеровирусами за год болеет около 1–3% населения планеты. Географии вируса очень широкая. Летальность от клинически проявленных случаев Коксаки находится примерно на уровне 0,1%».
Так ли опасен вирус Коксаки
По словам Зверева, в большинстве случаев вирус Коксаки переносится относительно легко. Многие даже не подозревают о недуге, считая, что болеют ОРВИ:
«Да, среди клинических проявлений вируса Коксаки может быть менингит, энцефалит, но это случается довольно редко. Чаще всего проявления вируса Коксаки ограничивается сыпью и симптомами интоксикации».
Иммунолог Крючков подтвердил: часто люди путают симптомы вируса Коксаки с ОРВИ или COVID-19. Но с точки зрения клинических проявлений синдром чрезвычайно гетерогенный:
«Список клинических проявлений очень большой. Это могут быть миокардит, перикардит, поражения головного мозга (например, были описаны случаи поражения ствола мозга у довольно молодых людей), гриппоподобные проявления (повышение температуры, слабость, боль в мышцах), симптомы типичной кишечной инфекции (тошнота, рвота, диарея, сопровождаемые высокой температурой или без неё), энтеровирусный везикулярный стоматит, сыпь на ладонях, подошвах стоп и многое другое».
В зоне особого риска – дети младшего возраста, пожилые люди старше 70 лет, пациенты с тяжёлыми хроническими заболеваниями, поражающими иммунную систему, беременные женщины (многие подварианты Коксаки способны привести к мертворождению, нарушению развития плода на поздних сроках беременности).
«Инфекция умеренно патогенная, но очень распространённая, потому и находит своих жертв. Кто-то умирает, а кто-то получает довольно длительные и серьёзные последствия, например связанные с поражением сердца или головного мозга», – предупредил иммунолог.
Ждать ли вакцину против вируса Коксаки
На данный момент специфической защиты от вируса Коксаки, а также лекарственных средств, которые бы напрямую действовали на недуг, не существует. Однако уже есть успешные испытания поздних фаз вакцины против одного из самых распространённых подвариантов (А-16), который является основным возбудителем, вызывающим так называемый синдром «рука – нога – рот».
Третья фаза тестов показывает, что это будет высокобезопасная прививка с заметной эффективностью. Но она не столь идеальная, как у вакцин против кори или полиомиелита, уточнил Крючков:
«В той группе, которая получит вакцину, скорее всего, эффект будет довольно заметный: примерно на 70% снизится риск по тяжёлым течениям. Но большинство людей не будут вакцинированы. И в целом на популяционном уровне ограниченная вакцинация мало скажется. Но люди, кто пройдёт вакцинацию, особенно у кого высокие риски, получили бы значительные плюсы. Если есть такая возможность, то почему нет? Тем более это не будет сверхдорого».
Беседуя с «Абзацем», микробиолог Зверев признался, что не видит большого смысла в потенциальной вакцине против вируса Коксаки на территории России:
«Даже если вакцина будет от самого распространённого подварианта Коксаки, то я не совсем понимаю, кого прививать: всех детей подряд? У нас и так напряжённый календарь прививок, нам надо прививать от тех инфекций, которые реально угрожают, типа кори. Не думаю, что в национальный календарь прививок стали бы вводить вакцину от Коксаки, если бы она была. Сейчас это не та проблема, на решение которой стоит бросить силы».
Эксперт предположил, что прививка могла бы быть полезной в странах, где существует повышенный риск инфекции, или для граждан, которые планируют отъезд в опасные по вирусу Коксаки регионы.
Ранее терапевт назвал «Абзацу» четыре непростительные ошибки при попытках сбить температуру.
Редакция «Абзаца» предупреждает: мнения и рекомендации специалистов не приравниваются к медицинским назначениям. Имеются противопоказания. Всегда в индивидуальном порядке консультируйтесь со своим лечащим врачом.