Не говорит, а поэт: почему Николай Добронравов был уникальным
Ко дню рождения советского песенника – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Николай Николаевич умел разное и не умещался в рамках эстрадного официоза. Вспомним, например, столь любимого прогрессивной интеллигенцией «Маленького принца» или «Добрую сказку» в исполнении Людмилы Сенчиной. Или надрывную – на грани истерики – «Как молоды мы были» в интерпретации Александра Градского.
Но всё же Добронравов, которому сегодня исполнилось бы 96, не уйди он от нас в 2023-м, был настоящим советским человеком.
В юности словосочетание «песни советских композиторов» казалось мне почти ругательством. Невыносимы были сводные концерты из Колонного зала.
Исполнители стояли по стойке смирно, изредка отводили правую руку. Обводили зал лучистым взором и, не имея возможности свободно двигаться, залихватски играли бровями.
Даже если на сцену выходил гуськом целый ВИА – все были в одинаковых костюмчиках. И выступали в той же стойке.
Пели в основном о любви к родине, малой или большой. Или к женщине, матери. Немного юмора про тёщу в исполнении Юрия Богатикова, а потом борьба за мир. В пору московской Олимпиады – спорт. Предсказуемо.
Но прошли годы, и жанр вдруг вырос в моих глазах. Теперь я понимаю, что советская песня – уникальное явление.
Одной из ключевых её особенностей было равноправие текста и музыки. В некоторых случаях стихи были даже важнее. Ведь нашей публике важно, о чём песня. И возникла у поэтов отдельная специализация – «песенник». Добронравов, супруг гениальной композиторши Пахмутовой, был одним из самых профессиональных.
С одной стороны – «недопоэт», строчки которого не читали, а только слушали. С другой – умение вписаться в заданную мелодию не всякому (даже талантливому) рифмотворцу по плечу.
На концерты «Песни года» композиторы и поэты приходили парами. Это было что-то вроде смотрин – у родителей сердце выскакивало из груди. Певец лишь озвучивал чужое произведение. Публике сначала была важна песня, а уж потом персона исполнителя.
Добронравов сочинял и для других больших композиторов: Микаэла Таривердиева, Арно Бабаджаняна, Полада Бюль-Бюль оглы, Евгения Мартынова, Муслима Магомаева. Но именно тандем Пахмутовой и Добронравова остался на подкорке у каждого в моём поколении.
Стихи в песне должны быть по-хорошему просты, вызывать отклик в сердцах и составлять с музыкой единое целое. Николай Добронравов умел всего этого виртуозно добиваться.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.