рубрики

Красота по-сталински: чего не удалось добиться авторам фильма «Любовь Советского Союза»
Фото © «Любовь Советского Союза» режиссёр Никита Высоцкий, Илья Лебедев / Kinopoisk.ru

О новой мелодраме из жизни наших звёзд 1930-х – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

Давным-давно Аркадий Райкин произнёс сатирический монолог с пожеланием: «Пусть всё будет, но пусть чего-то не хватает». Кажется, режиссёры новой картины Никита Высоцкий и Илья Лебедев руководствовались именно этой максимой. У них «что-то главное пропало».

Масштабная картина сталинской эпохи – конец 30-х и начало войны. Прекрасны виды и настроение. Авторам удалось показать страну такой, какой она выглядела в собственных глазах и представлялась иностранцам. Без наносной чернухи из более поздних эпох.

Для меня такой авторский взгляд – знак возвращения на истинный путь. Мы больше не отказываемся от своего прошлого, мы им гордимся. 30-е годы – время взлёта Советской страны, а не только репрессий.

Несправедливые аресты в сюжете есть, но они не занимают центральное место. В этом я вижу историческую правду. Авторы картины любуются сталинской Москвой, её красивыми людьми. Лётчиками-героями, вернувшимися из Испании, и сталинскими застольями.

Сцены со Сталиным поражают ощущением подлинности. Вождь показан таким, каким его воспринимали современники: суровым, но справедливым.

Беда картины в том, что антураж-то прекрасен, а сама история куцая. Взятые за основу биографии актрисы Валентины Серовой и писателя Константина Симонова давали авторам достаточно драматичного материала. Но они решили, что создадут собирательные образы. В результате облом за обломом.

В фильме есть великое стихотворение «Жди меня». Симонов действительно посвятил его Серовой. Но написать его, согласно сюжету, зачем-то велит лично Сталин. Сам поэт ни в жизнь бы не догадался.

Вроде присутствует, но не раскрыт роман Серовой с маршалом Рокоссовским. Две эти сцены понятны, кажется, лишь тем, кто в курсе любовного треугольника. Не включена в сюжет даже легендарная сталинская реплика по этому поводу: «Что будем делать? Завидовать будем».

Но главное в другом: для кого снимали? Похоже, авторы решили, что работают для немолодых людей, ностальгирующих по СССР. И нарисовали им красивую жизнь с кабриолетом и закрытой секцией ГУМа.

А материал-то давал возможность обратиться к совсем другой аудитории. Ведь герои фильма молоды. Звезде кино Валентине в момент знакомства с Симоновым было 19. А ему, уже известному журналисту и поэту, – 25.

Можно было рассказать историю для их ровесников – и с Серовой ассоциировала бы себя любая выпускница, мечтающая о любви. Но авторы не разглядели этой возможности и сделали кино о том, как Сталин дарит своим любимцам квартиры.

Выходишь из кинозала с недоумением: зачем тебе это показывали? Что-то сказать хотели?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем