рубрики

Благовидные подлоги: выдержали ли создатели сериала «Столыпин» историческую достоверность
Фото © «Столыпин» режиссёр Алексей Андрианов / Kinopoisk.ru

О недавней премьере – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.

Новый сериал о Столыпине – не первый подход к снаряду. Режиссёр Алексей Андрианов и сценарист Тимур Эзугбая заявили высокую планку: звёздного актёра Устюгова, объёмный бюджет.

Интерьеры, костюмы, работа художника-постановщика Александра Загоскина впечатляют. Всё как у мадам Грицацуевой: роскошь парадных залов и мощный Шаляпин на петербургском фоне.

Но историческое кино – сложный жанр. В нём авторам постоянно приходится лавировать между общими знаниями зрителя и необходимостью закручивать интригу.

В 2006-м продюсер Владимир Досталь тоже снял фильм по сценарию Эдуарда Володарского «Столыпин... Невыученные уроки». И создалось впечатление, что сами создатели свои школьные уроки истории прогуляли.

Действие «Уроков» происходит неизвестно когда. Вероятно, накануне последнего покушения на Столыпина в 1911-м. Но будущий убийца Богров в компании декадентов слушает стихотворение Михаила Кузмина «Али», написанное в 1918-м. Дальше упоминается «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева, написанный в 1908-м. Но вот уже науськивают революционера Каляева на убийство московского губернатора, которое состоялось в 1905-м.

А вот Распутин. Ох уж эта кость в горле Столыпину! Получив информацию о связи старца с государем, который «недавно с ним познакомился благодаря фрейлине Вырубовой», досталевский Столыпин немедленно отправляется к царю сделать внушение. Государь, которого на самом деле ещё в 1904-м познакомили с Распутиным его тётки, понятное дело, возмущён наглостью министра. Столыпин, однако, устраивает самодержцу форменную выволочку. Но демонстрирует и сострадание, ведь у царя наследник болен.

В реальности болезнь составляла строжайшую тайну, даже не государственную, а семейную – не все Романовы знали. Россия услышала о гемофилии Алексея уже ко времени отречения Николая.

В общем, тот фильм был неряшливой поделкой «обо всём на свете». В смысле оболванивания масс кино новой России иногда превосходит даже тарантиновских «Ублюдков», выдумавших общим местом убийство Гитлера в парижском кинотеатре группой американских евреев под руководством Брэда Питта. Кстати, взявшего Берлин в 1945-м, по версии другой американской вампуки – «Ярость».

Новый сериал о Столыпине тоже не идеален. Русские аристократы общаются в нём как биндюжники. Одному из ключевых персонажей, Владимиру Лихтенштадту, прибавили веса пару пудов и возраста лет 30 с гаком. В реальности был он, вопреки экранному образу, не запуганным провизором, пытающимся улизнуть от изготовления бомб, а фанатичным максималистом, не отказавшимся от взглядов ни на суде, ни в остроге.

Но в целом авторам удалось усвоить уроки Досталя. Больших и явных исторических ляпов не видно. Сериал адекватно показал масштаб героя, благодаря усилиям которого Россия получила несколько лет передышки. Страшно подумать, что было бы, если бы революция победила не в 1917-м, а на десять лет раньше.

А что касается манер и образа мыслей персонажей, это же не стилизация под классику. Мы простим, чай не баре.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем