рубрики

Толк – в шоу: чего я жду от диалогов вице-премьеров с гражданами
Фото © Всеволод Клещев / Абзац

О новом формате выступлений членов правительства – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

Первая статья Виссариона Григорьевича Белинского, впоследствии великого литературного критика, начиналась словами: «Помните ли вы то блаженное время...». Мне иногда тоже хочется начать так свою статью. Особенно в случаях, когда Россия сделала что-то, чего от неё никак не ожидали враги.

Вот, скажем, как устроена классическая антирусская пропаганда, в чём нас обычно обвиняют? Ну, кроме агрессии и опасности для всего прогрессивного человечества?

Правильно. В том, что власть у нас непрозрачная и недемократическая. В том, что простому человеку якобы никак до власти не достучаться со своими нуждами и проблемами. В том, что власть в России никак не зависит от мнения людей.

Толк – в шоу: чего я жду от диалогов вице-премьеров с гражданами
Фото © АГН «Москва» / Александр Авилов

Так вот, помните ли вы то блаженное время, когда буквально все повторяли, что в России до Бога высоко, до царя далеко, государство своих граждан не слушает и ничего им не объясняет? Я прекрасно помню.

Ну-с, а нынче, погляди в окно: правительство начинает большой разговор с гражданами о том, куда и почему мы идём.

Я далёк от того, чтобы заранее, не видя ни одной передачи, восторгаться «Открытыми диалогами». Совершенно не исключено, что часть разговоров будет формальной, часть окажется проповедями о том, как «наши корабли бороздят Большой театр», а ещё часть – стандартными для наших чиновников «концертами по заявкам», набором сообщений о том, что исправлено и улучшено по запросам и наказам граждан. Посмотрим.

Толк – в шоу: чего я жду от диалогов вице-премьеров с гражданами
Фото © Анастасия Романова / Абзац

Но мне нравится сама идея. Я считаю принципиально важной попытку правительства говорить с людьми не о сиюминутном и не об «имплементации программ развития», а о будущем страны.

Образ будущего, картинка, набор смыслов, пониманий, мнений о том, куда мы идём в перспективе пяти, 10, 25 лет, – то, чего реально не хватает русской государственной машине.

Мы реформируем, к примеру, среднее образование. Что делаем для этого сейчас, всем известно. Но где ответ на вопрос зачем?

Мы реформируем (кажется, постоянно) пенсионную систему. Чего хотим добиться? Цель какова?

Толк – в шоу: чего я жду от диалогов вице-премьеров с гражданами
Фото © Ярослав Чингаев / АГН Москва

Или вот в Арктике стоит первая в мире плавучая атомная электростанция. Ура, мы впереди планеты всей. А где ответ на вопрос простого человека, который в Арктике никогда не был, а работает, положим, в такси: зачем она? Чтобы что? Северный морской путь, Северный широтный ход. Какие умные длинные слова.

Главная опасность, которая на самом деле грозит России, которая уже несколько раз в истории приводила к краху государства, – массовое непонимание того, куда правительство нас ведёт. Для чего оно принимает все эти сложные, местами непопулярные, а местами непонятные решения.

Самый большой дефицит, с которым сталкивается государственное управление, – дефицит образа будущего, понятного не только составителям государственных программ и экспертам, но и тем, кому выпала честь это будущее создавать.

Отлично будет, если на Выставке достижений народного хозяйства появится сто понятных ответов на вопросы о будущем России.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем