Божий Дарвин: почему теория о происхождении видов не мешает моей вере
О предложениях исключить теорию учёного из школьной программы – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
На самом деле работы Чарлза Роберта Дарвина ничуть не противоречат христианским догматам. Главная претензия, которую поклонники якобы церковной точки зрения предъявляют жившему в XIX веке исследователю, состоит в том, что он из своей теории якобы исключил роль Творца, поставив на место Бога эволюцию.
Но тут можно вспомнить Исаака Ньютона, который, будучи примерным священником и преподавателем богословия, в своём труде «Математические начала натуральной философии» тоже не стал уделять Творцу слишком большого внимания. Хорошее было бы обоснование закона всемирного тяготения: потому что так хочет Господь. Тут и физике конец.
С самых Средних веков серьёзные учёные, ничуть не отрицая догматов веры, пытались понять и обосновать принципы устройства мира, созданного Богом.
Они считали, что Библия вообще-то не является точной инструкцией по устройству Вселенной. Книга Бытия, например, посвящена грехопадению человека, его отвержению от Бога, а созданию мира в ней уделено ограниченное внимание. Только чтобы человек понимал, что именно сотворил Господь и против кого он выделывается.
Некоторые отцы церкви упрекали британского учёного в том, что гипотеза происхождения человека от обезьяны умаляет слова Священного Писания, что человек является «образом и подобием Бога».
Но во второй главе Книги Бытия мы читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного» – то есть буквально из того, что было под рукой. Это не умаляет образ человека? Ничуть – потому что речь о подобии Богу идёт в сугубо духовном плане. И, кстати, прахом для Творца вполне могли оказаться и камни, и обезьяны – не в этом суть Священного откровения.
Наконец, Дарвина упрекали в том, что в своей теории он описал «звериную философию жизни». Дескать, основа эволюции – борьба за существование, выживают самые приспособленные, а где же, спрашивается, мораль?
Тоже мимо. Старик Дарвин описывал ведь эволюцию видов не в Эдемском саду, а в нашем мире, лежащем, как учит церковь, во зле и пороках.
Спор о том, надо ли исключить Дарвина из школьных учебников, далеко не нов и является своего рода отрыжкой нашей застарелой моды на всё западное. Это ведь католическая церковь первой ополчилась на Дарвина.
Даже не сама церковь, а её самая кондовая и консервативная часть, требующая буквальной веры абсолютно во всё, о чём упомянуто в Библии. То есть что с появления мира минуло ровно 5784 года, и он был сотворён в течение пяти календарных дней. Причём доводы, что до существования Солнца (а появилось оно на четвёртые сутки творения) дней не могло быть в принципе, они называют ересью и богохульством.
Православная церковь издревле к таким спорам относилась более снисходительно, памятуя слова Христа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу». В наше время Спаситель, думаю, обязательно бы добавил: «А науку – учёным».
Если вы верующие, не будьте такими лицемерами. Не перекладывайте ответственность за воспитание собственных детей на других – школу, государство или Дарвина. Это ваша забота.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.