Набрали «Воздуха»: заставит ли нас русское кино забыть про Голливуд
О проблемах роста отечественной индустрии – колумнист «Абзаца» Игорь Мальцев.
Вы уже посмотрели блокбастер «Дэдпул и Росомаха»? Он у нас шёл в кинотеатрах в рамках «предсеансового обслуживания», что значит «серый прокат». Придумали так показывать фильмы, от которых нас отрезал Запад.
В Китае этот сиквел о супергероях Marvel собрал $57 млн за первые 20 дней. Прилично. Мы хотели поздравить американских производителей, но тут выяснили, что китайская комедийная драма «Наследник» собрала в шесть раз больше денег за тот же период.
До 2019 года блокбастеры США получали в Поднебесной самую большую кассу. Например, «Мстители: Финал игры» стал третьим по популярности у китайцев фильмом года.
Однако с тех пор всё изменилось. «Годзилла и Конг: Новая империя» – единственный голливудский фильм в 2024-м, вошедший в десятку самых кассовых в Китае.
Ой, а что случилось?
А президентам американским лучше бы держать язычок за зубами. А то обзываешь страну самой большой угрозой, щемишь компанию Huawei и думаешь, тебе в Китае будут кланяться в ножки?
Геополитика и государственное регулирование подрывают популярность американских блокбастеров в Поднебесной. И есть ещё один забавный фактор – Голливуд в угоду Демократической партии перестал педалировать китайскую тему. Всё меньше у них азиатских лиц на экранах и «Разборок в китайском квартале». Ранее это подогревало интерес кинозрителя из КНР.
Во время пандемии, когда входы в кинотеатры заколачивали гвоздями, китайцы подсели на свои стриминговые платформы. И когда кинотеатры в Пекине и других городах вновь открылись, там пошла уже отечественная продукция. Голливуд захотел вернуться на большие экраны – а рынок уже занят.
Нашему рынку, казалось бы, ещё проще наполниться местной продукцией. Нам не понадобились «защитные меры» – Запад сделал всё собственными ручками в уверенности, что без свежей инъекции «Дэдпула» русские пойдут с вилами на Кремль. Не идут.
Единственный, кто у нас ждёт возвращения американских блокбастеров, – прокатчики. Они с девяностых годов – самое бездарное звено киноиндустрии. Совершенно не умеют работать с отечественными фильмами. Продают билеты на военную драму «Воздух», а перед ней показывают «Дэдпул» как бы даром, надеясь, что с «Воздуха» утомлённый зритель свалит.
Но ведь нас не меньше, чем китайцев, утомила в кино Америка. Она показывает нас как «путинских нелюдей». Да пошла она, эта Америка, с её лесбиянками-негритянками в ролях джедаев и британских королев.
У нас выросло собственное производство, мы многому научились у Голливуда. При этом и советская школа кино была ого-го.
Только школу потихоньку догрызают собравшиеся вокруг Фонда кино кланы. Наследники громких фамилий пытаются проехать на достижениях отцов и дедов. Прорывов у них не случается.
Но даже так список топовых сборов у нас возглавляют уже не американцы: «Чебурашка», «Холоп-2», на третьем месте «Аватар», правда, но далее – снова «Холоп» и «Бременские музыканты».
И все топовые фильмы снимали не наследники советских деятелей, а совершенно новые авторы.
На поляне стриминговых платформ образовался мощный фактор поддержки отечественных сериалов – «Институт развития интернета», инкубатор новых идей и авторов.
Глядя, как Китай изящно сливает Голливуд вместе с его идеологическим влиянием, веришь, что и у нас американская индустрия накажет сама себя, когда попытается вернуться. Вопрос лишь в том, хватит ли сил Фонду кино и ИРИ для победы в противостоянии.
У китайцев априори больше, чем у нас, денег. Сможет ли русское производство выйти на сравнимые объёмы и качественные показатели? Хватит ли понимания у государства, что это тоже важный фронт? Как бы ни отводили стыдливо глазки начальники при слове «СВО».
Чем больше стран будут посылать Голливуд в задницу, тем меньше будет возможности у США диктовать всему миру «нарративы». Это как дедолларизация: чем меньше американской валюты в ходу, тем громче вой на болотах. Но кому вой, а кому услада ушей.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.