рубрики

Последний шпион: почему фильмов вроде «ТАСС уполномочен заявить...» у нас больше нет
Фото © Государственный центральный музей кино

К 40-летию выхода детективного сериала – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.

Наверное, это был последний советский фильм, где наши разведчики противостояли западным шпионам. Причём главным мерзавцем (одним из двух) по сюжету был предатель.

Наши люди защищали от посягательства США выдуманную страну Нагонию, выбравшую светлый путь. Или наоборот, Америка пыталась удержать её на ложном пути. Как-то так всё было закручено, точнее уже не помню.

В 1984-м наш зритель такое любил. Улицы во время показа вечерних серий пустели.

Главного героя – генерала КГБ Константинова в исполнении Вячеслава Тихонова – многие восприняли с натяжкой. Это был уже не Штирлиц.

Вахтанг Кикабидзе сыграл американского мерзавца Джона Глэба (сразу же вспоминается задорновский Джон Кайф) и потом рассказывал, что грузинские односельчане его чуть не прокляли, даже мама долго не могла успокоиться.

Последний шпион: почему фильмов вроде «ТАСС уполномочен заявить...» у нас больше нет
Фото © «ТАСС уполномочен заявить…» режиссёр Владимир Фокин / Kinopoisk.ru

Среди персонажей был образ власовца, сделанный сочувственно, без капли осуждения. За год до выхода «Противостояния» Семёна Арановича это был прорыв.

Ещё в семидесятые у нас начали приоткрывать окна Овертона по этой части. Вспомнить можно дилогию про резидента или трилогию про «Сатурн», где изменники тоже показаны были далеко не исчадиями ада, а просто запутавшимися людьми.

А потом времена изменились, и во второй половине восьмидесятых шпионскую клюкву у нас перестали снимать, в отличие от голливудского кино. Нашим деятелям искусств чувство меры в этом смысле не изменяло. То, что американский зритель сглатывал на ура, у нас в позднем СССР не проходило совершенно.

Затем наше общество прошло стадию очарования Западом, а потом – такого же сильного в нём разочарования. А пещерный уровень американской публики за эти десятилетия совершенно не изменился. Мы для них те же дикари, а они сами – «носители прогресса».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем