Вырвало из контекста: как организаторы парижской Олимпиады сели в лужу
О первых днях Игр – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Дождь и ветер пока остаются лучшей частью парижской Олимпиады. В остальном Международный олимпийский комитет раз за разом входит не в ту дверь.
Скандалы на Играх множатся каждый день – то тренировку в реке Сене отменят, то флаги перепутают. Но больше всего мир по-прежнему обсуждает церемонию открытия.
Из всего невероятного богатства французской культуры устроители её выбрали кафешантан. Страна-хозяйка представила себя такой, какой хотела быть в глазах человечества. И вышел кабак.
Всем особенно запомнилась «ожившая фреска» Леонардо, от которой организаторы, натянув извинительные водолазки, уже открестились. Стали на ходу сочинять: мол, то была не евангельская сцена, а некие элевсинские мистерии.
Но обыватель понял замысел постановщика, привыкшего получать безотчётные бюджеты от мэрии Парижа и на этой практике потерявшего инстинкт самосохранения.
Не правда ли, мы видели подобное несколько лет назад в Москве? Когда группа творцов хлопала глазами в зале суда, а липовые отчёты о растратах подручные режиссёра Серебренникова пытались выдать за художественную концепцию.
Допустим, сюжет в Париже был не тот. Возможно, позаимствован у античных греков. Да хоть бы из «Колобка» – результат-то налицо. Что бы ни легло в основу, на выходе вылезла дрянь.
Кто-то, оправдываясь, вспомнил Рабле, образец великой литературы Франции. Мол, его тоже можно вырвать из контекста и вообще цените исторические отсылки к чревоугодию и разнузданности. Мне же приходит на ум такая цитата из Рабле: «За время обучения в университете Гаргантюа заметно поглупел».
Эстетизация развлечений кварталов красных фонарей, выдаваемая за сложный культурный контент, не комильфо. Тем более для лидера Евросоюза, которым мнит себя президент Макрон.
Сесть в лужу – всё, что удалось организаторам церемонии. Ливень был для них благословением Божьим, не дал разврату раскрыться в полной мере. Греховодники не представили весь заготовленный арсенал бурлесков и реприз, оскорбляющих традицию, цивилизацию и человечество в целом.
Господь милостив и долготерпелив. Но не исключено, что при следующей попытке творцов нахлобучить на публику свои перверсии дождь, накрывший город, будет из огня и серы.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.