Лампочка Ильина: кто и зачем искажает память о русском философе
О нашумевшем «письме студентов РГГУ» – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.
В Сети появилась петиция от имени студентов РГГУ и «неравнодушных граждан», в которой выражен протест против создания в этом университете учебно-научного центра имени «ультраправого философа Ивана Ильина».
Скандал вокруг Ильина так наложился на 300-летие Иммануила Канта, что эти темы между собой перепутались. Тот философ и этот философ, тот давно умер и этот тоже. Кто из них фашист, а кто русский патриот? Не так просто разобраться.
С точки зрения обывателя все философы на одно лицо. Каждый – умник, и каждый в чём-то да ошибался. Об ошибках Канта говорили у нас разные персонажи, от булгаковского Берлиоза до калининградского губернатора Алиханова. Иван Ильин, как оказалось, тоже не без греха. Было дело, сочувственно относился к Гитлеру.
Собственно, всем, кому вообще было дело до Ильина, это всегда было известно. На момент прихода фюрера к власти философ жил в Берлине, был белоэмигрантом, профессиональным антикоммунистом – как же он мог не сочувствовать тому, на кого в то время с надеждой взирала вся Европа как на самого решительного борца с большевистской угрозой?
Даже в СССР Гитлер у некоторых сначала вызывал симпатию. Например, у Михаила Пришвина. Просто-напросто Гитлер тогда ещё не был тем самым, который напал на нашу страну, убил десятки миллионов людей, а позже покончил с собой в бункере. Воспринимали его как правого политика, который вот-вот даст прикурить всем этим заносчивым европейским элитам, чемберленам и даладье. Примерно так же сейчас воспринимают Дональда Трампа или Марин Ле Пен.
Ну так вот, поприветствовал Ильин нацистов, а они тут же начали его прессовать. И пришлось ему бежать в Швейцарию в 1938 году, то есть ещё до того, как Молотов от души пожал руку Риббентропу. Вот и вся любовь между Ильиным и Гитлером.
Только вся эта история совершенно не важна студентам, написавшим письмо против «Высшей политической школы имени Ивана Ильина», которую было решено создать при РГГУ. А также вовсе не студентам, которые за этим письмом стоят. Поверьте, если бы ВПШ решили назвать именем Канта, нашлось бы средство и против Канта.
В прицеле у «студентов» – ни тот и ни другой, а вовсе даже третий мыслитель, Александр Гельевич Дугин, которого назначили этой школой руководить. Почему-то Дугин – тот самый философ, в нелюбви к которому сходятся западные правительства, украинские националисты, представители российской «партии мира» и официальные философы из Института философии РАН. Была бы их воля – они бы его просто убили... а впрочем, с его дочерью Дашей они так и сделали.
Я понимаю, что Дугин способен сильно раздражать. Мне не случилось быть его последователем, многие его мысли мне кажутся слишком экстравагантными. Опять же, борода.
Впрочем, должен ли философ быть гладко выбрит? И тем более должны ли быть гладко выбриты или причёсаны его мысли? Если вспомнить, что Сократа казнили за развращение молодёжи, Антисфен ходил в рваном плаще, а Диоген вообще был панком, Дугин предстаёт перед нами как настоящий философ. Причём один из немногих в стране, хотя их и вообще не бывает много.
Только вот настоящие философы у нас всегда остаются за бортом официальной философии. Философы по должности, философы-бюрократы ревностно оберегают свои бюджетные гнёздышки от тех, кто действительно мыслит.
Сперва была свистопляска по поводу одного лишь предположения или опасения, что Дугина могут назначить директором ИФ РАН вместо советского бюрократа и уважаемого человека Абдусалама Гусейнова. Там гроза миновала, зато теперь новая напасть: Дугин во главе ВПШ. Эта новая ВПШ, конечно, мыслится как реплика другой ВПШ – Высшей партийной школы, которая некогда размещалась в здании на Миусской, позже прихватизированном «прорабом перестройки» и основателем РГГУ Юрием Афанасьевым.
Нет, разумеется, такого яркого человека, как Дугин, нельзя допускать до руководства чем-либо – таков инстинкт научно-бюрократического болота.
Поэтому и был вытащен старый трюк со страшным гитлеристом Ильиным. Прокатит ли? Надеюсь, что нет, поскольку в прицел «студентов» попал ещё один человек, Владимир Владимирович Путин, который регулярно цитирует Ильина в своих выступлениях.
Тут ведь такое дело: хорошим был Ильин философом или так себе, а всё же удалось ему сказать что-то, что пригождается главе государства в его текущей работе. А Путин и Дугин вместе – большая сила, которую подмётным письмом «студентов» не подвинешь.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.