рубрики

Книга – лучший беспилотник: чему нам стоит поучиться у релокантов
Фото © Unsplash

О новом пропагандистском проекте заукраинцев – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.

Видные российские книголюбы и книговеды, после начала СВО переместившиеся за границу, и там не могут забыть о своих любимых занятиях. Ну вот хочется им издавать книги, и всё тут. И деньги на это волшебным образом находятся.

Сперва Георгий Урушадзе, который в России заведовал тремя крупнейшими литературными премиями, создал на Западе издательство Freedom Letters (говоря по-нашему, «Буковки свободы»).

Теперь, как будто тех буковок мало, свой издательский бренд Vidim запустил Александр Гаврилов, который на родине успел поруководить множеством книжных фестивалей и премий. Откуда берутся денежки, можно только догадываться, хотя о чём тут гадать, достаточно посмотреть ассортимент. Не о цветочках и не о бабочках книжки-то издают.

С чего начинает Гаврилов? Вот книга Андрея Кураева* «Мифология русских войн». Из аннотации мы узнаём, что в этой книге экс-диакон разоблачает агрессивную сущность русского государства на протяжении всей его истории.

А вот труд ещё одного иноагента – Дмитрия Глуховского*. Под многозначительным заглавием «Мы. Дневник падения». Тут можно даже аннотацию не читать, настолько понятно содержание. Коллективная вина русских, платить им и каяться.

Книга – лучший беспилотник: чему нам стоит поучиться у релокантов
Фото © Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Иными словами, и Vidim, и Freedom Letters выпускают литературу пропагандистскую, работающую против России, против нас с вами. Неудивительно, что у наших западных оппонентов находятся на это бюджеты, тем более что на самом деле суммы тут требуются для спонсоров куда менее обременительные, чем грандиозные хотелки Зеленского.

По этому поводу можно ещё долго и со вкусом ругаться, только это бессмысленно. Сделать с ними мы ничего не можем. Ну переквалифицируем из иноагентов в экстремисты. Да хоть в антихристы. Толку-то? Ядовитая продукция печатается, доставлять её обещают в любую точку мира.

Было бы гораздо полезнее извлечь из этого урок. Не зазорно же поучиться у противника, не правда ли?

Дело в том, что для наших оппонентов книга – это оружие, а для наших чиновников – нет. Так, развлечение.

В начале СВО наши чиновники похожим образом относились к беспилотной авиации. Мол, у нас есть «Армата», есть «Коалиция-СВ», мы их на парадах видели. А что могут эти игрушки? И только когда обнаружилось, что дешёвый дрон, купленный на AliExpress, запросто уничтожает технику на полмиллиарда, мнение наверху изменилось.

Примерно так же сейчас обстоит дело в культуре. Чиновников интересуют дорогие проекты, рассчитанные на как можно более широкую аудиторию. Вот кино со спецэффектами забабахать – это да. А книги – вроде бы несерьёзно. Кто их читает?

Книга – лучший беспилотник: чему нам стоит поучиться у релокантов
Фото © Сергей Лантюхов / Абзац

Дадим слово Георгию Урушадзе, всё-таки он как эксперт был обласкан государством, пока не сбежал. «Книги читает 10%, зато это особенная аудитория, – говорит он. – При этом книги подспудно управляют миром. Без них невозможно образование, невозможно воспитание. Вся массовая культура крепится на слове, сюжеты, нарративы пронизывают всё, кино нельзя создать без текста, люди цитируют книжки, даже не читая их».

Отсюда ясно, что массовый культурный продукт бьёт по площадям, а книга – высокоточный беспилотник, попадающий прямо в цель, в человека мыслящего, который определит наше с вами будущее. И эти бумажные беспилотники сейчас стаями летят в Россию.

Я ведь насчёт книголюбов не иронизирую. И Александр Гаврилов, и Георгий Урушадзе, и Галина Юзефович, и их соратники действительно любят книги. Да, не такие, которые нам нравятся, но любят. А наши чиновники книг не любят. По крайней мере, чиновники из Минцифры, в ведении которого находится книжное дело, точно не любят. И по мере развития средств идейной, когнитивной войны это всё больше становится проблемой. Россия не то чтобы проигрывает войну на книжном фронте, а попросту её не ведёт.

Словом, как говорилось в фильме «Дежавю», «их профессура готова к бою, а наша только и может смотреть в микроскоп да охотиться за бабочками».

Между тем методы ведения войны на этом фронте эволюционируют. Тот же Урушадзе развивает концепцию издательства как коммуникационной площадки, на которой книга превращается в медиа, в «быстрое высказывание, которое может быть опубликовано только у нас и прямо сейчас кого-то поддержит, кому-то что-то объяснит». То есть всё как в современной артиллерии: быстро прицелиться, быстро выстрелить, быстро сменить позицию.

Если другие аргументы не помогают, то пусть наши чиновники хотя бы задумаются: а вдруг противник вовсе не по глупости финансирует бурную деятельность релокантов на книжном поле? Может быть, и нам пора создавать оперативную и гибкую машину для борьбы за умы тех, кто ценит и читает книги?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

*Признан Минюстом РФ иностранным агентом.

telegram
Рекомендуем