Конец эпохи прекрасных: как мы потеряли женщин поразительной красоты
О смене типажа в кино и на телевидении – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
В британской корпорации Би-би-си давно уже решили, что ведущие новостей в телике не могут быть слишком красивыми. В эфир вместо эффектных берут никаких, среднестатистических. Мол, главное – содержание выпуска, а не улыбка журналистки. Внимаем и не отвлекаемся.
Подозреваю, не обошлось тут без «новой морали» – внешний вид ведущей не должен вызывать у какой-нибудь английской замухрышки зависть и комплекс неполноценности. А не то вчинит она судебный иск. Так замухрышка победила.
Новейшие голливудские актрисы ведут нас примерно в ту же сторону. Западный зритель уже привык, ему, может быть, даже нравятся плохо сложенные девушки с тусклыми лицами. Такой, к примеру, была комедийная Эллен Пейдж, пока вовсе не сменила пол.
У нас, слава Богу, не так. Но нечто отдалённо похожее произошло в советском кино на переломе пятидесятых и шестидесятых годов прошлого века.
Статные красавицы сталинской эры вдруг исчезли с экранов. А на смену им прибежали звонкие и такие близкие девчата, смешливые, хорошенькие, но были они лишь самую чуточку симпатичней, чем обычные девушки из нашего двора.
Так искусство стало ближе к народу, свободнее, демократичнее. Культ экранных Галатей был отменён вместе со сталинским.
А ведь трудно представить женщин более красивых – в академическом смысле, – чем наши молодые Элина Быстрицкая, Людмила Хитяева, Клара Лучко, Алла Ларионова, Вия Артмане. Или чуть позже – Людмила Чурсина. Они будто сходили со страниц учебников живописи. Из классической хрестоматии Винкельмана.
Произошедшая тогда перемена символично совпала с кампанией «борьбы с излишествами в архитектуре». Почти готовые к сдаче сталинки велено было оставлять без лепнины и прочих деталей внешнего оформления. А новые дома проектировали уже без эркеров и портиков. Коробки коробками.
Новое время запело новые песни. Так, вместо прежних бесспорных красавиц в советское кино пришли славные девчушки, хорошие и разные. Мы их по-своему полюбили – и стало в кино «как в жизни».
Таков был общемировой тренд. Однако с водой выплеснули и ребёнка. Истинные красавицы ведь тоже должны присутствовать на экранах. Они нужны стране как генофонд, биологический вид. А куда девушкам безупречной внешности идти работать, как не в кино?
Но нет – нишу закрыли. А теперь поди выведи ту породу заново.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.