рубрики

Сидел и смотрел: почему Олег Янковский такой магический
Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

К 80-летию народного артиста – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.

Их там двое таких было в театре «Ленком», харизматиков. Одногодки Олег Янковский и Николай Караченцов.

Оба из почти театральных семей. Оба были лицами понтового театра. Оба сердцееды, секс-символы, но разные. Янковский был такой любовник-философ, с чувствами к женщине почти платоническими, бесконечно усталыми глазами и обязательной иронией.

Женат, однако, Олег Янковский был единожды. История его героя в ленте Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву» в части отношений в треугольнике – почти автобиографическая. Причём и сам герой, и его увлечение, и жена в жизни были теми же персонами. Только Людмила Зорина, супруга Янковского, оказалась умнее своей героини.

Янковский родился 23 февраля 1944 года в Казахстане. Всю жизнь за редкими исключениями представлял публике один и тот же образ. И он почему-то не приедался. Кажется, он вообще мог не играть, достаточно было в кадре или на сцене одного его присутствия, взгляда.

Молчать и смотреть он научился совсем молодым, в роли бойца Некрасова из бесподобной ленты «Служили два товарища». Соавтор сценария Валерий Фрид вспоминал, как режиссёр Евгений Карелов обеспокоенно спрашивал: «Почему у Некрасова так мало текста?» Все реплики умещались на половинке печатной страницы. «А пусть партнёр его Ролан Быков разговаривает», – объясняли сценаристы. У Янковского всё было ясно и без слов, молчал он предельно выразительно.

Но мог играть и другое, эксцентрика была ему по силам. Вспомним Дракона из захаровской экранизации шварцевской пьесы. Там Янковский только и вытягивает. Кажется даже, что Дракон и есть главный герой, он там самый умный.

Этого пижона с трубкой невозможно забыть.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем