Следите за звуками: как музыкальные сервисы направляют ваши деньги мошенникам
Об обманутых алгоритмах – колумнист «Абзаца» Игорь Мальцев.
Я не пользуюсь ни «Яндекс.Музыкой», ни «Спотифаем», ни другими подобными сервисами. Нет, не потому что бумер.
Просто я слушаю музыку с 1965 года и прошёл вместе с индустрией все этапы становления носителей. От шеллака через магнитофонные бобины до винила, компакт-диска, 8-дорожечного картриджа, мини-диска, компакт-кассеты и даже лазерного диска, который не надо путать с CD. Сейчас я опять на виниле и счастлив: наконец контролирую свою жизнь.
Предыдущим физическим носителем у меня был iPod. Причём мне так нравились мои 25 тысяч песен в нём, что при переполнении его памяти я просто покупал следующий и наполнял его продолжением коллекции. Остановился, когда их стало четыре. Ну люблю я музыку.
А потом начался стрим. Сначала «яблочный спас», потом остальные. И эти сервисы меня разозлили, потому что даже при установке каких-то усложняющих отбор фильтров они предлагали бесконечную шнягу из всего, что я не слушаю.
Если они мне подсовывали рок-авангардистов The Residents, они чувствовали себя героями. Наверное, всем офисом шли пить шампанское. Если они отыскивали группу Can или, не дай бог, The Fall, они гордились собой. Но я-то эту музыку наизусть знаю с семидесятых, на фиг мне она? Я уж просто боюсь думать о том, что они рекомендуют для «среднего человека».
Местные сервисы, как вы понимаете, – то же самое, помноженное на разум команды Рутуба. То есть фактически меня лишают выбора или делают этот выбор максимально затруднённым.
Кто из нормальных людей слушает то, что выбрал тебе алгоритм? Вы ещё скажите ИИ. Это как полагаться на вкус таксиста из эконома. В чёрном такси есть хотя бы кнопка «поездка в тишине».
Все эти алгоритмы раздачи настолько мерзкие, что не дают подняться сотням тысяч исполнителей. Я бы на вашем месте послушал, например, тех, у кого ноль прослушиваний. Вы будете удивлены – там нет детского лепета (он весь в топе), куча новых групп, про которые никто никогда не узнает. Потому что нет больше магазинов пластинок, некому подсказать по-человечески. Всё подчинено его величеству рублю или доллару.
А давеча один из крупных сервисов поймали на том, что у них миллионы фейковых исполнителей (я думаю, так как алгоритмы мало различаются, их не меньше и в других сервисах).
Это не просто несанкционированные ремиксы или каверы. Речь идёт о слегка изменённых версиях существующих песен – считайте, что это музыкальный эквивалент deepfake. Как искусственный интеллект может создавать убедительные видеоподделки, так и звуковые двойники используют лазейки в алгоритмах потокового вещания, чтобы казаться настоящими.
Представьте себе знакомый трек Cannibal Corpse, замедленный на доли процента, или классику Metallica с едва заметным сдвигом высоты тона. Эти изменения могут остаться незамеченными для обычного слушателя, но они имеют серьёзные последствия для исполнителей. Некоторые из обнаруженных фейковых треков были проиграны 25 миллионов раз и больше.
Зачем люди это делают? Ради денег. Потоковые сервисы платят роялти в зависимости от количества прослушиваний. Наводнив платформы поддельными копиями популярных треков, мошенники получают незаслуженные деньги. Не только крадут у артистов, но и искажают алгоритмы, хороня настоящие таланты под горами подделок.
Наличие фальшивых песен подрывает доверие к платформам, ведь у кого-то есть к ним доверие? «…Стриминговые сервисы предпринимают шаги по борьбе с этой проблемой, огромный объём фальшивых песен…» Бла-бла-бла. Платформы обращаются к слушателям, чтобы они сами искали фальшивки и о них докладывали.
Так что это теперь ваши проблемы. А у нас, слушающих винил, таких проблем нет.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.