рубрики

Свели на зет: почему поэзия патриотов становится популярной
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

Новое культурное явление раскрывает поэт, обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.

Зет-поэзия стала характерным явлением эпохи СВО, но до сих пор о ней красноречивее всего говорят почему-то оппоненты.

Либералы, релоканты, заукраинцы называют зет-поэтов платными пропагандистами, продавшими душу дьяволу. Они охотно обсуждают гонорары патриотических авторов – как правило, выдуманные или сильно преувеличенные. Они клянутся, что за всё это время не было написано ни одного хорошего пророссийского стихотворения, а те из патриотических авторов, которые в прошлом пользовались признанием в литературных кругах, утратили талант сразу же, как только встали на сторону Родины. Сам термин «зет-поэзия» придумали либералы, как и смежные обзывательства, такие как «зеты», «зетники», «зетанутые».

Люди из консервативно-патриотического лагеря, в том числе функционеры Союза писателей России, редакторы некоторых журналов и мутные блогеры наподобие Бориса Якеменко, ругают авторов зет-сообщества за несоответствие высокому моральному облику русского патриотического поэта. Встречаются, мол, в их стихах такие слова, как «жопа», а то и нечто похуже. Разве можно таких выпускать на публику? Ведь это совсем не похоже на советских классиков Константина Симонова или Расула Гамзатова.

Литераторы из Донбасса обвиняют зет-поэтов в культурной апроприации. Они говорят: это ведь мы целое десятилетие живём под обстрелами, без воды и иных удобств. Мы страдаем, а вы торгуете нашим страданием, гастролируя по стране.

Зет-поэты – не литературная группа в привычном смысле. Они сильно различаются по своей стилистике. Как правило, не проводят друг с другом свободное время, пересекаясь только по делу, на общих выступлениях. У них очень разное литературное происхождение. Если до СВО мне доводилось выступать на одних вечерах с Анной Долгаревой и Александром Пелевиным (а на других – с Марией Ватутиной), то, скажем, Анна Ревякина, Влад Маленко или Семён Пегов двигались совсем по другим орбитам, а о существовании Елены Заславской или Дмитрия Молдавского я и вовсе не знал.

Кто же собрал этих разношёрстных людей в одну группу? Можно сказать – Захар Прилепин, который ещё в 2017 году выпустил сборник стихов о Донбассе и «русской весне», где уже присутствовал костяк сегодняшних зет-поэтов. Можно упомянуть Маргариту Симоньян, которая издала в 2022 году антологию «ПоэZия русского лета». Но по большому счёту зет-поэзию создал читатель.

Тот самый, интересы которого десятилетиями игнорировала официальная поэзия, поэзия литературных премий, фестивалей и толстых журналов. Который был ошеломлён историческим сдвигом, происходившим у него на глазах, и стал инстинктивно искать стихи, которые могли бы дать объяснение и утешение.

Это был очень разный читатель. Кто-то просто приходил к поэтам в телеграм-каналы и восклицал: «Оказывается, русская поэзия жива, а я-то думал, что она давно умерла!» У кого-то были возможности организовать поэтам выступление, поездку в другой город, издание книжки или сборника, пригласить их на радио или в телеэфир, сочинить и спеть песни на их стихи. Вот так и сформировалась обойма востребованных патриотических поэтов, так начал выстраиваться параллельный литературный процесс.

При этом прежний поэтический официоз никуда не делся, он спокойно себе существует, в том числе за государственный счёт. Всё ещё выходят толстые журналы без единой стихотворной или прозаической строки о текущих событиях. Проводятся книжные фестивали, куда патриотические авторы в лучшем случае прорываются с боем. Печатаются книжки стихов всё теми же тиражами в 300 экземпляров, которые потом будут продаваться годами.

В то же время книги наиболее известных зет-поэтов расходятся тысячами. Пионером зет-книгоиздания стало издательство «Питер», в этом году к нему подключилось АСТ. За 2023 год вышли, например, книги Александра Пелевина («Под музыку Вагнера»), Долгаревой («Красная ягода, чёрная земля», «За рекой Смородиной»), Ревякиной («Герои», «Мы тут живьём»), Ватутиной («Генеральская фамилия»), Артиса («Он шагает по войне»). И это далеко не полный список.

В чём секрет успеха зет-поэтов? Совсем не в том, что они громко бьют в барабаны войны (именно у этих авторов можно встретить лучшие образцы антивоенной лирики), и не в том, что их навязывает читателю государство.

Просто-напросто зет-поэты нашли в себе силы отвернуться от затхлой тусовки, зацикленной на себе самой, и повернуться лицом к читателю, Родине и реальности. Вот поэтому их читают и хотят видеть в самых разных уголках нашей страны, от Мариуполя до Магадана.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем