Худрук из «Сапсана»: сможет ли Валерий Гергиев руководить Большим
О внезапной смене директора театра размышляет обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.
В балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» храбрый деревянный солдатик и по совместительству инструмент для колки орехов побеждает мышиного короля. В этом сезоне в роли мышиного короля смог почувствовать себя генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Виртуальная и реальная давка за билетами на главную рождественскую сказку нашей планеты свалила Урина, который возглавлял театр в течение десяти лет.
С билетами творилось настоящее безобразие, после которого к руководству театра остались вполне естественные вопросы. Например, в самом ли деле оно борется с перекупщиками или, напротив, как-то сотрудничает с ними. Однако в течение всей этой эпопеи меня преследовало чисто обывательское недоумение: почему люди готовы выкладывать неимоверные деньги, чтобы посетить Большой именно в предновогодние дни? Можно же насладиться и музыкой Чайковского, и искусством балетного танца в другое время и в другом месте.
Я, например, посмотрел «Щелкунчика» летом, в Мариинке, без очереди, в четвёртом ряду партера всего за 6000 рублей с носа. Большое удовольствие получил, между прочим. И это неудивительно, ведь Мариинский театр в Петербурге с 1988 года возглавляет Валерий Гергиев – музыкант, к которому давно прирос эпитет «великий».
Оказывается, очень кстати я подумал про Мариинку, поскольку вслед за слухами об уходе Урина появилась уже вполне определённая информация о его сменщике. Им-то как раз и станет Валерий Гергиев.
Весть радостная для многих, и это прежде всего радость узнавания. Если Урин – профессиональный менеджер, лицо не очень публичное, то Гергиев – мировая знаменитость и действующий дирижёр. Если насчёт политических и эстетических взглядов Урина могли быть сомнения, то Гергиев – человек проверенный и доверенный. В буквальном смысле, поскольку на президентских выборах 2012 года он был доверенным лицом Владимира Путина.
Мало того, Гергиев – человек мужественный: многие помнят, как в 2008 году он дирижировал оркестром в Цхинвале, где только что закончились боевые действия. Самого известного в мире осетина не обошли стороной и западные санкции. Мне, например, особенно приятно, что нам обоим запрещён въезд в Латвию.
В общем, на руках у Валерия Абисаловича много козырей: и авторитет, и опыт, и талант, и гражданская позиция. И только два недостатка.
Во-первых, возраст. Он, конечно, на шесть лет младше Урина, но 70 – это немало. Когда человек в таком возрасте долго сидит на своём месте, можно следовать принципу «работает – не трогай». С руководителями театров так чаще всего и поступают. Но можно ли нагружать такого человека новым сложным хозяйством?
Во-вторых, и это главное – Гергиев сохраняет за собой Мариинку. Как он будет руководить сразу двумя главнейшими музыкальными театрами страны, к тому же находящимися в разных городах? Ему предлагается жить в «Сапсане»?
Как тут не вспомнить Владимира Кехмана, которого гоняли из театра в театр – Питер, Новосибирск, Москва. Он и сегодня совмещает должности худрука Михайловского театра (музыкального) в Петербурге и директора МХАТ им. Горького (драматического) в Москве. Наверное, он может поделиться опытом такой жизни с Гергиевым, но вряд ли этот эксперимент назовёшь удачным, поскольку МХАТ при Кехмане, такое впечатление, вошёл в полосу необъявленной ликвидации. Хотя делиться чем-либо вообще не в его характере, и говорят, что на Большой он тоже имел виды.
Однако для тех, кто следил за развитием этой темы в последние годы, ничего неожиданного не произошло. Ещё весной 2022-го Владимир Путин предложил подумать – как бы чисто теоретически – об объединении двух музыкальных театров, то есть о своеобразном возрождении существовавшей до революции Дирекции императорских театров. И обращено это предложение было именно к Валерию Гергиеву. Если сегодня эта «информация к размышлению» обретает реальную плоть, то кому ещё, кроме Гергиева, такую дирекцию возглавлять?
Остаётся надеяться, что безупречный дирижёр, возглавив «зонтичную» структуру, доверит повседневное руководство нашими супертеатрами безупречным людям. Впрочем, кого ни поставь, околотеатральные интриги всё равно будут продолжаться, такова уж их извечная природа.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.