рубрики

Вождь по-питерски: 85 лет фильму «Человек с ружьём»
Кадр из фильма «Человек с ружьём»

Различие киношных образов Ленина – московского и ленинградского – раскрывает обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.

Был в стране такой строго регламентированный жанр вроде иконописи – показ вождя в разных ситуациях. Лениниана.

Премьера картины «Человек с ружьём» Сергея Юткевича по пьесе Николая Погодина прошла 1 ноября 1938 года. А годом раньше, в 1937-м, прогремел «Ленин в Октябре» Михаила Ромма по сценарию Алексея Каплера.

Автор отсидит потом за роман с дочерью Сталина. Но успеет ещё выйти в 1939-м картина по его сценарию «Ленин в 1918 году» того же Ромма. Оба творения выпустил «Мосфильм».

А в паузу меж двух московских Ильичей протиснулся альтернативный из Ленинграда – Юткевича и Погодина. Играл у них вождя не Борис Щукин, как у столичных коллег, а Максим Штраух.

В жанре ленинианы шли нешуточные баталии, конкурирующие лагеря боролись за благосклонность властей. Текущий взгляд партии на образ вождя мог колебаться, и тогда художники Серов с Бродским уступали место Андрееву и Жукову.

То же происходило в кино. Стальной Ильич московских кинематографистов жёстко выводил на чистую воду кулака и одобрял физические расправы. Ленинградский же Ленин был конфетно-букетным: сюсюкал и искал какого-нибудь карапуза, чтобы погладить по головке.

Вождь по-питерски: 85 лет фильму «Человек с ружьём»
Фото © wikipedia.org

«Дедушка». «Самый человечный человек». Поворот к сладкому и был обозначен в «Человеке с ружьём».

Драматург Погодин запомнился только ленинской трилогией – «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая». Хотя писал много чего. Первые две из названных пьес стали каноническими, не сходили со сцен страны десятилетиями.

Впрочем, написаны они были мастерски, душевно, даже с юмором. Вызывали у зрителя позывы горячей любви к душке Ленину и его сподвижникам.

Как всякая талантливая агитка, обаятельный погодинский Ильич разошёлся на анекдоты. Помню медоточивый наказ вождя Феликсу Эдмундычу: «Гасстрелять, немедленно гасстрелять, но пегед этим напоите их чайком, да погогячее».

В перестроечные годы погодинскую лениниану уморительно передразнивали на театральных капустниках. В «Человеке с ружьём» есть сцена встречи простого солдата Шадрина с Лениным в Смольном. Шёл он по Смольному институту с чайником в поисках кипятка, об Ильича споткнулся. А у того глаза добрые-добрые. Поразил Ленин Шадрина в самое сердце, и стал он большевиком.

Так вот ленинградские хохмачи изменили всего одну вводную. У них Шадрин искал туалет, еле терпел. А тут Ленин с расспросами. Шадрину картавого человека с лучистым прищуром обижать не хотелось. Публика ржала.

Но если серьёзно, трилогия Погодина была уникальным явлением на мертвенном поле ортодоксальной ленинианы. Талантливый драматург.

Ближе к девяностым появился Михаил Шатров со своим новым крикливым Ильичом. А потом всё это развалилось навсегда.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем