Роднее Палестина: какие страны за кого в ближневосточном конфликте
Большая часть мира отказывается поддерживать позицию Израиля, удивляется колумнист «Абзаца» Игорь Мальцев.
Вашингтонский обком выдал всему миру телегу: считать ХАМАС ходячим холокостом, а всех жителей Газы – хамасовцами. Остальную Палестину – тоже Газой.
И всё, что касается Палестины, включая флаг и слоган Free Palestina, запретить, как Гитлера со свастикой (в Америке, кстати, не запрещена).
Все пропалестинские демонстрации разогнать. Критику израильских военных приравнивать к антисемитизму и Аушвицу.
Но телегу-то американцы послали, а мир и град как-то странно себя ведут. Американцы ждут два дня, три дня – ничего не происходит. Кто-то взял под козырёк, но вдруг оказывается, что далеко не все.
И в газете Welt выходит огромная статья под названием «Удивительная симпатия мира к ХАМАС». Она одновременно подлая и трусливая. Хотя бы потому, что всю Палестину, которая существовала гораздо раньше ХАМАС, представляет единым целым, стало быть, «уничтожить всех этих животных».
Мир в довольно большой части отказывается подчиняться диктату Вашингтона и выражает другое мнение. Ну, вы понимаете, что любое другое мнение в мире демократии всегда неправильное.
По-моему, в русской печати ещё не было сводного представления, кто симпатизирует кому в конфликте Израиля и Палестины. Я попробую его составить.
Почти во всех регионах мира пропалестинские государства составляют большинство. Сравним: Генассамблея ООН за прошлый год приняла 15 резолюций против Израиля. А против России за год украинского конфликта – только шесть.
Даже в Европе солидарность с Израилем Германии, которая сначала пропустила к себе полтора миллиона мусульман с Ближнего Востока, является скорее исключением. С Евросоюза и начнём.
ЕВРОПА
В последние годы 27 государств ЕС разделились по отношению к конфликту. ЕС дистанцировался от Ближнего Востока не в последнюю очередь из-за этих разногласий.
Нападение ХАМАС решительно осуждено в совместном заявлении. Но ведётся спор, в какой степени Израиль может применить право на самооборону и включает ли оно вторжение в Газу.
Дипломаты ожидают, что для предотвращения гуманитарной катастрофы «ЕС и США придётся сделать для Газы значительно больше в финансовом отношении». Это будет означать появление у Евросоюза стройплощадки стоимостью в миллиард долларов. А денег в бюджете всё меньше.
Основные сторонники палестинцев – Люксембург, Швеция, Италия и Франция. И одна страна позиционирует себя особенно решительно против Израиля – Ирландия. В Дублине видят параллели между борьбой палестинцев против Израиля и давней ирландской борьбой против Британии.
АЗИЯ
Тут почти все крупные державы склонны занимать пропалестинскую позицию.
Вскоре после жестокого нападения ХАМАС Китай призвал к «решению на основе формулы двух государств», что является почти оскорблением Израиля, и Тель-Авив воспринял его именно так.
Китай остаётся важным торговым партнёром Израиля, но он также зависит от саудовской и иранской нефти. Стабильность на Ближнем Востоке жизненно важна для его энергетической безопасности. Как пишут немецкие газеты, Пекин использует конфликт для создания внутренних настроений против Вашингтона. А почему бы и нет?
Япония была единственной страной «Большой семёрки», которая после нападения ХАМАС сразу не заявила, что Израиль имеет «право на самооборону». Токио осудил нападения, но также выразил обеспокоенность числом жертв в секторе Газа.
Лишь несколько дней спустя Япония присоединилась к позиции других стран G7 и назвала ХАМАС террористами. Это отражает многолетний политический подход. Япония, как и Китай, зависит от нефти из региона.
Южная Корея также осторожна. Основная тема в корейских СМИ сейчас – ХАМАС «использует для своих атак оружие из Северной Кореи». Это ничем не подтверждённая гипотеза европейских журналистов-пропагандистов.
Индонезия, страна с самым большим мусульманским населением, поддерживает палестинцев и не имеет дипломатических отношений с Израилем.
Вся Индия удивилась, когда премьер-министр Моди выразил поддержку Израилю, так как страна десятилетиями была за палестинцев.
АФРИКА
Произраильские страны на Чёрном континенте – скорее исключение. Наиболее яркое выражение солидарности в Тель-Авив пришло из Кении, которой Израиль помогает против исламистского террора из соседнего Сомали.
Гана и Руанда также в известной степени на стороне Израиля. Но большая часть континента выступает в защиту палестинцев.
В ЮАР правящая партия АНК исторически имела тесные связи с палестинскими территориями. Вся эта коллективная Мандела была пропалестинской, потому что Израиль поддерживал режим апартеида, а АНК получал помощь от Ясира Арафата в своей освободительной борьбе в 1980-х. И сейчас Южная Африка обвиняет Израиль в политике апартеида.
Президент ЮАР Сирил Рамафоса осудил теракт 7 октября, но не упомянул ХАМАС. А совсем недавно он позировал с палестинским шарфом.
Показательно и заявление Муссы Факи Махамата, председателя Комиссии Африканского союза, который назвал Израиль «фактическим главным виновником»: «Отрицание основных прав палестинского народа является основной причиной напряжённости».
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
Отсюда в сторону Израиля давно дуют ледяные ветры.
В Бразилии левая партия президента Луиса Инасио Лула да Силва лишает еврейское государство морального права говорить о правах человека. Это вряд ли облегчит попытку Бразилии выступить посредником в разрядке ближневосточной ситуации в Совбезе ООН. Зато чрезвычайно влиятельные евангелические церкви Бразилии вместе с бывшим президентом Жаиром Болсонару явно поддерживают Израиль.
Три левые автократии – Куба, Никарагуа и Венесуэла – что неудивительно, чётко против Израиля. У них давние связи с ХАМАС, «Хезболлой» и Ираном. Правитель Венесуэлы Мадуро недавно объявил Иисуса Христа палестинцем, восставшим против Рима. Кстати, красиво.
Президент Колумбии Густаво Петро занимает крайне антиизраильскую позицию. Левый популист воздержался от осуждения теракта, обвинил Израиль в том, что он, по сути, изобрёл ХАМАС для разделения палестинского народа, приравнял Израиль к немецкому нацизму и пригрозил разорвать дипотношения.
Президент Сальвадора Найиб Букеле, сам христианско-палестинского происхождения, занял позицию промежуточную. Он сказал, что ХАМАС не представляет Палестину, а является «организацией диких животных».
Примерно так выглядит картина мира. Один из читателей газеты Welt написал на форуме: «Кого это удивляет? Многие страны мира также находятся на стороне России в украинском конфликте. Тот факт, что Германия и США придерживаются одной точки зрения, не обязательно означает, что остальной мир считает так же».
Лучше не скажешь.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.