Тётка патриотка: почему я не верю в любовь релокантов к Израилю
С уехавшими бывшими звёздами творятся чудеса. Диана Арбенина, ещё вчера выступавшая с антивоенными песнями, записала новую в честь воюющих израильских солдат. В искренности эмигрантов сомневается обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Чувство патриотизма внезапно проснулось и у других релокантов. Победы «нашим бойцам» пожелали Макаревич*, Галкин*, Слепаков*, Козырев*, Венедиктов*.
Перемена тем более удивительна, что все они уезжали из России в статусе гордых космополитов. Не могли жить в удушливой атмосфере квасного патриотизма.
Когда-то я, признаться, считал их космополитами в хорошем смысле. Дескать, им положено быть «гражданами мира», чтобы творчески парить над бренной суетой.
Только творчество наших космополитов всё больше напоминало подражательство. Эту черту русских космополитов подметил в позапрошлом веке историк Константин Аксаков: русский народ если что и примет чужое, то сделает это своим, усвоит и переработает, тогда как у космополитов своё обращается в чужое.
Аксаков тонко подметил и принцип взаимоотношений мастеров культуры с народом: элитка презирает, народ прощает – мол, они чудные и непутёвые, но всё же свои.
Кому-то показалось, что наши израильские беглецы в эти дни наконец показали себя патриотами, только другого государства.
Галкин так и сказал: всегда любил Израиль, только был вынужден скрывать. И добавил, что всегда восхищался израильским патриотизмом, который идёт из глубины сердец, а не навязан сверху, как в ужасной России.
Хочется крикнуть: не верю! Ни единому слову.
Как можно поверить в сопереживание тех, кто равнодушно отворачивался от фотографий погибших детей Донбасса, кто объявлял фейками записи жутких казней заложников в подземельях «Азовстали»?
Патриотизм основан на чувстве любви. А как могут любить те, у кого вместо сердца комок грязи? Кто восемь лет говорил себе и окружающим «моя совесть в домике, я ничего не вижу и не слышу про Донбасс».
Помните изречение Хайяма: «Кто предал раз, предаст и дважды»?
У них не чудесным образом проснувшийся патриотизм, а желание слиться с фоном, страх, что не примут.
Вспоминается история, приключившаяся с одним бывшим телепродюсером с федерального канала, который сразу после возвращения Крыма релоцировался в Барселону. А там как раз заваруха с попыткой отделения Каталонии.
И наш продюсер, желая влиться в местный социум, вывесил в окне каталонский флаг. А владелец его съёмного жилья оказался сторонником единой Испании и поднял квартплату.
В новую квартиру продюсер приехал уже с испанским флагом. Но хозяин оказался идейным каталонцем. И вновь пришлось искать квартиру.
Теперь тот бывший продюсер переквалифицировался в сантехники и на темы испанской политики старается не распространяться.
* признаны иноагентами в РФ
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.