рубрики

Твёрд, как «Стена»: Роджеру Уотерсу – 80 лет
Фото © TASS / AP / Daniel Bockwoldt

Вот и разменивают девятый десяток люди, стоявшие у истоков музыки, которую принято называть современной.

Лондонская группа «Пинк Флойд» всегда считалась «взрослой», даже когда основной аудиторией её были подростки. Интеллект и пристальный взгляд на проблемы общества и человека, серьёзность тона делали группу и её поклонников элитарным клубом.

Коллектив, бывший почти ровесником «Битлз» и «Роллинг Стоун», вошёл в свой золотой период лишь на пороге восьмидесятых. И именно в ту пятилетку Роджер Уотерс был там единственным автором.

Широкое внимание к группе привлёк фильм Антониони «Забриски-пойнт» в конце 1960-х. Он о свободе, молодёжи, левацких студенческих волнениях.

Антониони, осыпанный деньгами американских продюсеров, распорядился бюджетом своеобразно – оплатил композицию не топовой тогда группы. Использовал музыку «Пинк Флойд» для иллюстрации разрушения буржуазного мира.

«Пинк Флойд» – больше чем поп-идолы. Это явление культурное и политическое. И такой масштаб придал группе именно Уотерс.

Он родился в семье коммунистов, которые при этом оставались ревностными христианами. Отец, погибший на фронте Второй мировой, когда Роджеру было пять месяцев, оставил в его сердце рану, которую Уотерс конвертировал в пронзительные образы.

Английская школа для мальчиков, оторвавшая его от матери и передавшая под опеку садистов и задир, вылилась в пугающие картины «Стены» – легендарного альбома «Пинк Флойд», а затем и фильма Алана Паркера.

Истоки психологического расстройства, сделавшего героя «Стены» вождём неофашистского движения, заложены в самой системе английского образования. В системе унижения и издевательств, как настаивали Уотерс и Паркер.

Есть ли в этом образе отражение личности самого Уотерса? Ученик он был непослушный, нигде, кроме спорта, себя не проявлял – такова характеристика, данная Роджеру в кембриджской школе. Высшего образования он не получил. И можно подозревать, что именно школа вызвала в нём стойкое неприятие к учёбе.

Зато Уотерс создал музыкальный коллектив, ставший главной альтернативной группой столетия. Учителя недооценили его способности.

Твёрд, как «Стена»: Роджеру Уотерсу – 80 лет
Фото © TASS / Imago

Достигнув практически диктаторской позиции в «Пинк Флойд», Уотерс ушёл, хлопнув дверью, и занялся сольным творчеством. Судился с группой, требовал сменить название. Проиграл. Ушёл в активизм. Критикует политическую систему.

Доставалось от него и Советскому Союзу. Он выступал против «наращивания вооружений», возможно, даже был напуган пресловутой «красной угрозой».

Его пацифистские композиции в СССР пытались если не запретить, то игнорировать. Но наша молодёжь начала восьмидесятых молилась на Уотерса.

Его проникновенная манера, длинные вступления, наполненные звуками природы и механизмов, выкриками и шумами, создавала в воображении слушателя, не знающего английского, картины загадочной вселенной. Его медленно развивающиеся композиции неизменно двигались к взрыву, и это стало частью художественного видения целого поколения.

Повседневность скрывает острые внутренние конфликты – такова философия Уотерса. Неприятие лицемерия политиков сделало его практически изгоем в высшем обществе поп-идолов, зато создало вокруг него сообщество неравнодушных слушателей.

Его дерзкие интервью крупным СМИ – не столько попытка объясниться, сколько вызов.

Его важной темой долгие годы остаётся израильско-палестинское противостояние. Уотерс на стороне палестинцев.

Его концерты по всему миру как митинги, где Уотерс продвигает свою позицию. Он делает это и сейчас. По-прежнему бодрый и даже воинственный в своих выступлениях против системы унижения народов Западом.

Настоящий борец, сделавший своим оружием интеллект и музыкальную образность, Роджер Уотерс не стареет. Его баритон звучит голосом разума в белом шуме демагогии политиков.

Ещё не вечер. Уотерс крепок и бодр. Но кто подхватит его идеи после? Видим ли мы сегодня таких творцов, способных посвятить жизнь отчаянной борьбе?

Где новое поколение музыкантов, поэтов, художников, воспитанных в духе неприятия могущества извращенцев?

Возможно, Запад уже не в силах их рождать, и мы наблюдаем последнего.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем