рубрики

Песня о враге: почему нам не нужен запрет западной музыки
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

Владимир Фирсов, который служит в Курской области уполномоченным по правам человека, предложил запретить трансляцию музыки из недружественных стран в торговых центрах, на открытых площадках ресторанов и в других публичных местах. Он сослался на требование ветеранов боевых действий, возмущённых тем, что песни американских и западноевропейских исполнителей звучали в таких местах даже в День Победы.

В чём-то я курского уполномоченного понимаю. Бывает, приходишь в универсам, а там даже не песню из недружественной страны транслируют, а какой-то назойливый отрывок, поставленный на бесконечный повтор. И пока ты купишь себе сырку к чайку, эта, с позволения сказать, музыка успеет забраться в твою черепную коробку на весь оставшийся день.

Что касается ресторанов, то там тоже ведь не всегда звучит что-то тихое, обволакивающее, не мешающее дружеской беседе и усвоению пищи. Иной раз так и норовят врубить что-нибудь совершенно недружественное не только нашей любимой Родине, но и нормальному человеческому уху.

Но беда в этих случаях всё-таки не в том, что певец или композитор живёт в стране, не поддержавшей СВО и финансирующей киевский нацизм. Просто у некоторых людей нет вкуса или такта. А иногда и того и другого.

Это прискорбное явление, разумеется, нарушает права человека. И если уж в наших регионах есть уполномоченные по этим правам, то они могут и должны бороться за право человека на хорошую музыку – и в военное время, и в мирное, и в День Победы, и в прочие дни.

Борьба за вкус – дело непростое и требует прежде всего наличия хорошего вкуса у самого борца. Гораздо проще продвигать в жизнь формально-патриотические критерии, призывая сограждан слушать «Валенки». Хотя, конечно, и «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой неплохи, и иной торговый центр, может быть, лишь привлёк бы посетителей, на один день в неделю перейдя на русско-цыганский репертуар. Впрочем, всё хорошо в меру.

Добро бы ещё Владимир Фирсов ополчился на зарубежных артистов, прямым текстом осудивших Россию (например, Роберта Фриппа). Но как быть с теми, кто покинул сей мир ещё до начала специальной военной операции, такими как Майкл Джексон или Дэвид Боуи? Их-то можно крутить в торговом центре или это теперь табу?

Сегодня в списке недружественных стран – 49 государств, в том числе почти вся Европа. Мы вычёркиваем Италию с Челентано, Испанию с дуэтом «Баккара», Грецию с невиннейшим Демисом Руссосом?

Вполне возможно, курский уполномоченный кого-то из перечисленных сам слушает дома или в машине и имел в виду совсем не это. Может быть, он сам не понял, что сказал. Просто, наверное, ему не стоило слишком наивно подходить к понятию недружественной страны. Мол, вышло распоряжение правительства РФ, и страна тут же стала недружественной. А до этого что было? Спросим себя: а эти страны вообще когда-то дружественными для нас были?

В прошлом году был популярен вопрос: «Где вы были эти восемь лет?» Владимир Фирсов, похоже, пропустил последние лет восемьсот, начиная со времён Ледового побоища. Мы же всё время то с поляками воевали (а у них Шопен), то с турками (а у них Таркан), то двунадесять языков к нам Наполеон приведёт, то четырнадцать государств-интервентов явятся, а про объединённую Европу под руководством Гитлера я уж и не говорю. И всё это время культурный обмен как-то шёл, страна обогащалась за счёт знаний и талантов тех, кто вовсе не был нам другом. У нас, между прочим, даже Вагнера не запрещали.

Разве Пётр Великий поехал изучать корабельное ремесло в дружественную Голландию? Да ничего там дружественного не было, те же надутые бюргеры. Осознавая враждебность Запада, Пётр высасывал оттуда всё, что может пригодиться. Были и тогда уполномоченные, призывавшие поставить заслон на пути этого потока товаров, технологий, нравов и мод, тем более что тащил царь не только чертежи кораблей, но и шнапс, и табачище. А всё же Россия его трудами окрепла.

Так что пусть звучит в общественных местах хорошая музыка из недружественных стран, а плохая пусть не звучит. И плохой музыки из дружественных стран нам тоже не надо. И плохой отечественной, от которой точно так же тошнит. Хотя лично я предпочёл бы тишину.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем