рубрики

Посадкам быть: почему России нельзя останавливать лунную миссию
Фото © ТАСС / Бережная Наталья

Несколько лет мы ждали старта. С 2019 года он постоянно переносился. Больно и тяжело писать, что прорыва не получилось. Но худшее, что сейчас можно сделать, – остановить из-за одной неудачи весь проект.

За минувшие годы из структур Роскосмоса ушло поколение конструкторов и инженеров, работавших в советских проектах полётов на Луну и Марс. Сегодня в нашем космическом ведомстве практически не осталось специалистов, умеющих обеспечить мягкую посадку космического аппарата на другую планету. Поэтому многие вещи, уже, казалось бы, освоенные, нужно постигать заново. Буквально с нуля.

К тому же в Роскосмосе решили рискнуть. «Луна-25» должна была сесть не в удобной экваториальной зоне, где работали наши «Луноходы» и американские «Орлы», но на Южный полюс. А там расчёт траектории снижения на порядок сложнее.

Конечно, скажут критики, сначала надо было бы отработать технологии посадки на более лёгких орбитах, а уж потом нацеливаться на полярные районы. Но в том и дело, что у российской космонавтики нет возможности чаще запускать лунные станции. Отсюда и рискованные решения.

Катастрофы случались и в советские времена – в различных авариях было потеряно две трети аппаратов, запущенных на Луну и Марс. В эпоху красивого кино про стражей галактики и пиу-пиу многие забыли, что покорение космоса – не летопись непрерывных успехов, а многочисленные пробы, ошибки и работа по их исправлению.

И никогда прежде авария не влекла за собой отмену всей национальной космической программы. Порочна сама идея, мол, если не получилась первая миссия, нечего запускать и остальные.

Рано или поздно, но Россия вернётся к программе изучения кратера Богуславского на Южном полюсе Луны, иного способа начать колонизацию нашего естественного спутника просто нет. Но если сейчас остановиться, потом будет жаль потерянного времени.

Посадкам быть: почему России нельзя останавливать лунную миссию
Фото © Сергей Лантюхов / Абзац

Мне кажется, следует, наоборот, ускорить работу по запуску станции «Луна-26» – орбитального аппарата для обеспечения связи со всей поверхностью Луны. Была бы она у Роскосмоса сейчас, возможно, удалось бы предотвратить потерю 25-й станции.

Логичный ответ неудаче – строить сразу несколько новых аппаратов, чтобы в случае неудачи следующей иметь под рукой дублирующую технику.

А катастрофу «Луны-25» надо просто пережить. Не обращать внимания на вражеские пляски на костях. На публикации вроде той, что вышла в The Washington Post, где с нескрываемым удовольствием потерю нашей станции объясняют эффектом западных санкций.

Больше всего сейчас злобствуют представители той цивилизации, высшим достижением которой стало выкладывание на асфальте самого большого в мире трезубца из сала.

Ну пусть немного поглумятся. Мы будем работать.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем